Тема 6. Работа исследователя и исследовательская работа (18/34, 6/6)

Здравствуйте.

В заключение темы о работе исследователя и исследовательской работе необходимо остановиться на статье – самом распространенном жанре в библиографии абсолютного большинства исследователей.

Сложность со статьей в том, что она кажется жанром довольно свободным, и отсюда вытекают как опасности нарушения всякого рода неписанных (а иногда и писанных) правил, а с другой – неясность, как к ней вообще подступиться. Последнее, впрочем, обычно наблюдается только у начинающих исследователей.

Есть несколько вещей, которые нужно понимать про статью.

  1. Ее назначение – ввести в научный оборот какой-то научный результат. Результатом при этом не обязательно должно быть решение какой-то проблемы или даже задачи. Статья может вводить в научный оборот новую проблему, задачу или вопрос, может вводить в научных оборот опровержение чужого или своего неверного результата, может вводить в научный оборот просто новый материал, полученный опытным путем и еще не интерпретированный и не исследованный.

В последнем случае нужно хорошо взвесить риски – как от опубликования материала, так и от отсрочивания его публикации. И то, и другое может привести к утрате первенства в чем-то. Те авторы, для которых это важно, в тех случаях, когда это действительно важно, должны взвесить все за и против, универсального совета тут дать невозможно. 

  1. Статья – это самостоятельное произведение, а не часть исследования. Это нужно хорошо понимать, особенно в том случае, если статья – это обязательная часть какого-то проекта, например, исследования по гранту. Или обязательное условие, например, к защите диплома. Статья в любом случае должна быть написана так, чтобы оставаться ценной и вне этой Вашей работы.
  2. В настоящее время сложились условия для того, чтобы именно статьи оказались в основе наукометрических методов оценки эффективности ученых, поэтому с ними стало связано много различных правил и требований, зачастую имеющих весьма опосредованную связь с наукой, но обязательных к исполнению. Они иногда вызывают у исследователя понятное раздражение. Однако, думая о том, что статья проживет дольше, чем, возможно, эти правила, и уж точно, – чем раздражение автора, важно заставить себя отделить то, что нужно выполнить чисто формально, от того, что действительно может улучшить Вашу статью, и не потерять эту возможность улучшения.

В нескольких словах рассмотрим, что это означает на практике, как именно следует учитывать эти особенности.

  1. Ни в коем случае нельзя путать задачу статьи и цель исследования, материалы которого в этой статье используются. Исследование целиком – это именно источник, давший материал для статьи, не более того. Можно сказать, что иерархически статья выше, она является следующей ступенью осмысления Вами Вашего результата. При начале работы над статьей, определите именно ее задачу.
  2. Крайне плохо выглядит – и очень бросается в глаза – когда в статье пишут «целью исследования является», или «в настоящем исследовании». Это ни в коем случае не означает, что не следует упоминать «большое» исследование, в рамках которого подготовлена статья. Иногда это даже обязательно по требованиям гранта. Однако статья и большое исследование (будем называть его «проект») должны быть ясно разграничены во введении статьи. Напишите, над каким проектом Вы работаете, каковы его цели, и все, что Вам кажется необходимым, а затем – о том, какое место в нем занимает материал конкретно этой статьи, чему посвящена она и почему именно этому. Это крайне важно, для читателя совершенно не имеют значения Ваши грантовые и иные обязательства, он должен ясно понимать, что почерпнет именно из этой статьи.
  3. В то же время статья сама по себе должна также соответствовать признакам научности, и относительно ее собственных задач и результатов они должны быть продемонстрированы: обоснованность, системность, теоретичность, совместимость, опровержимость, определенность и постоянство методик и терминологии и все остальное, разобранное в рамках первой темы. Держите под рукой шпаргалку с нашей таблицей.
  4. Работа над статьей – это отдельный процесс, не полагайтесь на то, что быстро скомпонуете статью из отчета о научно-исследовательской работе, реферата описания продукта, подготовленного для научно-технического семинара. Если подготовка статьи для Вас носит вынужденный характер, желание минимизировать усилия понятно, но оно не должно быть видно читателю. Соберите весь материал, которым располагаете и обдумайте, что именно станет тем сообщением, которое будет нести Ваша статья, и затем отберите только то, что имеет к нему непосредственное отношение.
  5. Не перегружайте статью большим количеством сообщений и результатов, лучше опубликуйте несколько статей. Соединяйте в одной статье только то, что не может обойтись одно без другого.
  6. Разделяйте тот результат, который Вы представляете в статье с тем, для чего это с Вашей точки зрения нужно. Не ограничивайте читателя в том, как использовать Ваши научные результаты. Здесь дело не только в научной этике и идеалах рациональности, но также и в чисто прикладной выгоде – если Ваши результаты будут использованы совершенно не так, как Вы рассчитывали – это тоже ссылка, которая повышает Ваш «индекс Хирша» и прочие наукометрические показатели. Если же Вы очень прочно увяжете свои результаты со своими же представлениями об их применении, у читателя родится собственная мысль не в связи с Вашей статьей, и ссылки, скорее всего не будет, он искренне не свяжет свой результат с Вашим. Выделите результаты отдельно, а собственные рассуждения об их полезности – отдельно.
  7. Замечу, что указание на то, как результат может быть использован, на его полезность, несмотря на сказанное выше, в статье целесообразно, как и более или менее явные указания на соответствие Вашего исследования всем остальным качествам научности.
  8. Если Вы уже знаете, в какой журнал Вы пишете статью, заранее узнайте все его требования и посмотрите примеры статей в одном из последних номеров. Эта рекомендация так очевидна, что ее даже неловко давать, однако Вы удивились бы если бы узнали, как часто ученые самого разного возраста и опыта ею пренебрегают. Дело не в том, как на Вас посмотрят в журнале, а в том, что придется переделывать.
  9. Если Вы не знаете заранее, в каком издании будете публиковать статью, руководствуйтесь следующей композицией – в большинстве случаев она подойдет.
    1. Введение
    2. Материалы и методы
    3. Обзор литературы
    4. Результаты
    5. Обсуждение
    6. Заключение

При этом во введении должно быть 3–4 ссылки. Количество пунктов в списке литературы, которое удовлетворит большинство журналов – 15. На все произведения, включенные в список, должны быть ссылки в тексте статьи.

  1. Обратите внимание на то, что содержание разделов должно соответствовать их названиям. Частая ошибка начинающих исследователей – написать статью так, «как пойдет», а потом расставить подзаголовки. Статьи проходят рецензирование, а не печатаются вслепую. А если бы даже фокус удался – то, что подумает о Вас читатель – не менее важно, чем иметь пункт в списке публикаций.
  2. Является хорошим тоном, и в то же время выгодно для автора – четко разграничивать собственные рассуждения, выводы и результаты с полученными из других источников. Ссылка на Вас вида «исследователь N считает» гораздо выгоднее для Вашей научной репутации чем «в работе [45] говорится….». А для это читатель должен ясно отличить, что же Вы считаете, от того фона, который Вы приводите в обзоре. Однако это не значит, что анализ чужих рассуждений в статье бесполезен и его стоит минимизировать. Часто именно опровержение какой-то позиции или подкрепление ее новыми данными становится тем самым результатом, который обеспечивает статье широкую известность и цитирование. Поэтому   в обзор крайне целесообразно включать не только то, что подкрепляет Вашу позицию, но и то, с чем Вы обоснованно не согласны. Обратите внимание, что если Вы не можете обосновать свое несогласие, по всей вероятности, обдумывание Вашей собственной позиции еще нужно продолжить, она не готова к обнародованию. Просто не упомянуть то, что Вам не подходит – плохой выход, это все равно всплывет.

Детали оформления статьи как произведения словесности еще будет рассмотрены в теме «научный дискурс». Здесь на этом стоит закончить, а для того, чтобы этот материал лег на практику, а не остался теоретическими сведениями, предлагаем Вам выполнить следующие задания:

  1. Написать или модифицировать ранее написанную статью с учетом перечисленных советов на любую тему в рамках Ваших научных интересов. Статья, которая уже успешно опубликована до начала курса, также будет засчитана, если она соответствует всему, о чем шла речь в этом ролике.
  2. Подобрать 2 статьи других авторов, опубликованные в журналах или в Интернет, одна из которых является, с Вашей точки зрения, хорошей, а вторая – плохой. Пояснить свою оценку на материале этого ролика и на материале признаков научности из первой темы. 
Кнопка связи