Если у вас возникли вопросы, или появилось предложение, напишите нам
Тема 6. Работа исследователя и исследовательская работа (14/34, 2/6)
Здравствуйте.
Это второе видео об исследовательской работе и работе исследователя.
В прошлом ролике мы рассмотрели темы, цели и задачи исследований разных жанров, в этом рассмотрим, какие результаты ожидаются от каждого из этих жанров, и что конкретно означают требования, звучащие как мантры.
Например, Научная новизна решения
Важно понимать, что требование новизны к решению не является требованием единственности этого решения. К моменту проведения исследования может быть получено уже сколь угодно много решений той же самой задачи, но раз задача все еще актуальна (а это значит, что проблема не решена), то предложение новых решений уместно.
Ошибка, которую в связи с этим часто совершает начинающий исследователь, заключается в том, что свое новое решение он называет «оптимальным», а ранее представленные – «неоптимальными». Делать этого не следует, так как слово «оптимально» обозначает вполне определенную характеристику, а не просто «хорошее», в отличие от плохого «неоптимального».
«Оптимальное» – это характеристика соотношения. Правильный контекст употребления этого слова – именно как определение к слову «соотношение»: «оптимальное соотношение цены и качества», «оптимальное соотношение скорости и надежности» etc.
Кроме того, оптимальность соотношения выделенных характеристик (находящихся, соответственно, в обратно пропорциональной зависимости) устанавливается обязательно для конкретных условий, оказывающих существенное влияние на значимость показателей соотношения этих характеристик. Если вы не умеете плавать, то соотношение простоты использования и остойчивости (так называется свойство удерживаться и удерживать груз на воде) надувного круга оптимально при купании в бассейне, недостаточно при переправе через реку и избыточно при покраске потолка.
Проблема
Я уже упоминала, что задача диплома – это решение некоторой проблемы. Что такое проблема? Проблема – это такая задача или вопрос, которые не имеют решения при текущем состоянии системы. Логические проблемы называются парадоксами. Это некие ситуации, не имеющие «правильного ответа» в рамках формальной логики. Проблема – это именно то, что описывает теорема Гёделя о неполноте. Коротко эта теорема Курта Гёделя сводится к тому, что если система S непротиворечива, то в ней обязательно есть формула А, которая неопровержима и недоказуема в рамках системы S. И это, вообще говоря, явный признак того, что наука всегда имеет перспективы развития, так как, действуя в рамках пусть универсальной, но одной формальной модели, мы неизбежно натолкнемся на ее неполноту, на невозможность решить какую-то задачу без изменения модели. Изменение модели и решение проблемы – это и есть желаемый научный результат.
Формулировка проблемы не обязательна для реферата и НИР. Однако исследование будет проведено более осмысленно и оформлено более отчетливо, если исследователь понимает, какая проблема мотивирует его задачу, какая модель неполна и порождает эту проблему, какие изменения он в нее вносит и почему проблема устраняется (или устранится через те несколько шагов, которые отделяют реферат от решения практической задачи).
Итак, проблема – это существующее противоречие, не разрешимое в рамках текущего состояния системы (формальной модели). Наличие проблемы определяет, что работа, нацеленная на ее разрешение – актуальна. Задача исследования – такое изменение модели, которое приведет к разрешению этого противоречия.
Тема и форма результата
Тема исследования должна ясно обозначать его задачу и форму намеченного результата. Тем, что разрешит противоречие, может стать механизм, способ, решение. Подход подойдет в качестве формы результата НИР. Метод – для докторской диссертации.
Помимо указания на форму результата, тема диплома должна указывать на характер работы. Предпочтительным для нашей кафедры является характер «разработка», также значительную теоретическую и практическую ценность могут иметь темы «исследование». Однако это не вопрос вкуса и желания, характер исследования детерминирован его задачей. И если тема сформулирована в этом смысле неверно, это выдает недостаточно ясное понимание исследователем своей задачи, что является серьезным недостатком.
Остальные требования к теме диктуются здравым смыслом. Тема не должна быть слишком длинной, не должна быть перегружена деталями, но и не должна быть слишком размытой.
Выработка темы – это довольно нетривиальный процесс, как правило, она производится коллегиально, темы исследований утверждаются и фиксируются документально. Нужно спокойно относиться к тому, что тема исследования критикуется, меняется, уточняется – этот процесс сам по себе является крайне полезным для исследователя, так как раскрывает различные аспекты его темы, которые ему самому по различным причинам обнаружить или осознать не удалось. К обсуждению своей темы, даже если вас к нему не привлекают, нужно непременно внимательно прислушиваться, так как оно может натолкнуть на различные важные мысли.
Цель и задачи
После формулировки темы необходимо сформулировать цель исследования. Цель исследования, если студентом не был пропущен ни один из описанных выше этапов, формулируется предельно просто – это то самое изменение системы, которое приведет к разрешению проблемы. Поскольку все это к моменту формулировки цели определено (проблему выяснили, задачу поставили), процесс становится формальным.
Далее производится декомпозиция цели исследования – формулируются его задачи. Здесь важно не перепутать вот эти задачи исследования, набор которых является декомпозицией цели, и задачу работы в целом. Вообще говоря, разница между ними довольно очевидна, но сбивает с толку употребление одного и того же слова. Чтобы этого избежать, можно остановиться на том, чтобы в значении задачи всего исследования целиком применять слово «цель» или уже упомянутое выражение «целевая установка», а не задача. Это не очень удобно, так как слово «цель» включено в другие семантические ряды – ее не решают, а достигают, соответственно, и т. д.
Задачи же исследования, как правило, – это этапы достижения цели (поскольку решают их, как правило, последовательно), но декомпозиция может быть проведена и иначе, могут выделяться не последовательные этапы, а параллельные задачи. Связь между задачами должна быть исследователем осознана, так как она ложится в основу композиции работы, и желательно, чтобы она тоже была явно отражена во введении, помимо самого списка задач.
В случаях, когда перечень задач не самоочевиден (по правде говоря, это так почти всегда), необходимо мотивировать, почему он сформирован именно таким образом.
Важно, чтобы формулировки цели и задач были такими, из которых явно вытекает форма результата – что будет достижением цели? Что будет решением задачи? Программный комплекс? Архитектура? Ответ на какой-то вопрос? Какой-то перечень или классификация? Описание?
Задача «изучить что-то» не подходит, так как нет такой формы результата, которая отражала бы результат «я изучил». Описать, выявить какие-либо признаки, провести сравнение, сделать выбор, разработать – так задачи сформулировать можно.
Еще две сущности, в отношении которых у начинающих исследователей часто возникает непонимание, – это предмет и объект исследования.
Объект исследования – это та часть реальности, которую вы исследуете. Например, язык такого-то государства в таком-то веке, вегетативные реакции мелких грызунов и аналогичные. Объекты исследования в области защиты информации бывают, например, такие: стандарт NGAC; правовая основа обеспечения информационной безопасности; инфраструктура виртуализации, построенная на платформе виртуализации VMware vSphere.
Предмет исследования – это та часть объекта, которую вы исследуете. Например, механизмы словообразования или влияние интенсивности раздражающего сигнала на продолжительность реакции. Предметом исследования в области защиты информации могут быть: возможность использования стандарта NGAC для построения централизованной модели ПКД системы «Аккорд»; меры защиты информации в государственных информационных системах; конфигурация инфраструктуры виртуализации как объект контроля целостности.
Важно не путать предмет и объект, часто это происходит просто в силу близости значений этих слов. Умение определять их верно – один из критериев оценки владения научным дискурсом.
В следующем ролике мы поговорим о том, что делать после того, как определены цели, задачи и обрисована форма ожидаемого результата исследования.