Вводное слово

Здравствуйте. Меня зовут Светлана Конявская, я преподаватель кафедры защиты информации ФРКТ МФТИ и здесь читаю дисциплину «Основы научного исследования», в первую очередь для специалистов по защите информации. Специализация этого предмета для конкретной области знаний не так уж велика, и, я уверена, без заметных сложностей получится ввести в курс дела начинающих ученых любой технической – и даже не технической специальности.

Сегодня образование – он-лайн и очное – представляет очень большой выбор курсов с таким же или похожим названием, возможно, вы даже уже проходили один или несколько из них. Поэтому я хочу сформулировать акцент, который позволит вам не упустить полезное среди повторения пройденного или самоочевидного.

Главная идея моего курса заключается в том, что наука – это образ мысли. И если почувствовать вкус к думанию именно таким образом – так, как предлагает научная методология – то многие вещи начинаешь понимать заметно отчетливее и использовать заметно эффективнее.

Это не про то, как быстро и легко самому себе написать диплом – это про том, как увидеть мир глазами ученого, то есть того, кто стоит на плечах гигантов (эту красивую метафору сформулировал Ньютон, погуглите). Стоя на плечах гигантов, мы видим очень далеко и этим отличаемся от тех, кто просто хорошо делает свою работу.

Процесс изучения «Основ научного исследования» будет включать в себя видео-ролики, в которых я буду проводить основную линию курса, они сгруппированы в 11 тем, это поможет удобно планировать график занятий.

Темы такие.

Первая, разумеется, «Введение». Затем «Обоснования и доказательства», «Определения», «Ошибки», отдельная тема отведена для понятий «Метод, методика, методология и научное направление», затем основные понятия о «Работе исследователя и исследовательской работе», отдельно целые темы отведены для «Истории вопроса» – обзора литературы и «Эксперимента», так как это важнейшие части исследования, и наконец, практически развлекательные темы – «Научный дискурс», «Защита диссертации» и «Научное общение».

В дополнительные материалы вынесено то, что трудно воспринимается на слух, с одной стороны, а с другой – то, что удобно и полезно иметь под рукой как шпаргалку, и использовать по мере надобности. Они представлены файлами и распределены по темам. Кроме этого почти в каждой теме вы увидите материалы для самостоятельного чтения. Настоятельно рекомендую не пренебрегать этим чтением, ведь именно чтение, а не какой-то там труд, отличает человека от обезьяны (на случай, если вдруг у вас возникли затруднения с их различением, мало ли). По меньшей мере, чтение классической научной литературы минимизирует опасность неверного использования слов типа «дихотомия», «корреляция» и «трансцедентально», а это уже немало. Но важнее, конечно, что эти классические образцы зададут ту планку, к которой стоит стремиться в собственных работах. Во всем, включая самое сложно достижимое – предельную ясность изложения сложного.

Отдельное внимание хочу обратить на домашние задания – вот в каком смысле. Не относитесь к ним слишком серьезно, их выполнение должно принести удовольствие, иначе вы делаете что-то не то.

Курс включает в себя несколько тестов, они помогут вам вовремя заметить, что вы что-то прослушали.

И последнее – я прошу прощения за то, что говорю слишком быстро. Плюс видео-роликов в том, что вы всегда можете меня остановить и переслушать. Но я в любом случае стараюсь!


Кнопка связи