Если у вас возникли вопросы, или появилось предложение, напишите нам
С этими материалами нужно знакомиться после того, как сдано выполненное задание к теме №1
Вы сдали задание?
Введение в предмет. Занятие 2.
Здравствуйте, раз Вы не остановились после первого занятия, продолжим!
В прошлый раз мы с вами начали собирать свойства научного, используя материал словарей.
В результате обобщения материалов словарных статей получается такой список.
- Цель – установление истины.
- Задача – описание мира, выявление объективных законов.
- Реализм – предмет изучения полагается существующим.
- Проблемность (полезность) – ищется ответ на вопрос.
- Обоснованность – доказательность, опора на истинные положения.
- Эмпиричность – основанность на наблюдении, опыте, эксперименте.
- Объективность – независимость от субъекта (наблюдений, доказательств, результатов).
- Системность – предмет наблюдения исследуется (описывается) как система (то есть как совокупность элементов и их связей относительно среды, в которой этот предмет изучения существует (иными словами, того, что не является этим предметом)).
- Теоретичность – получаемые знания организуются в логичные теории, встраиваясь в существующие теории или перестраивая их.
- Воспроизводимость результата, наблюдения, доказательства, в том числе другим субъектом, на других объектах класса.
- Верифицируемость – результат должен быть проверяем, для этого требуется открытость исходных данных, результата и методик.
- Дискурсивность – наука использует свой язык.
- Применение специального инструментария – приборов, методов и приемов.
- Определенность и постоянство понятий.
- Определенность и постоянство методологии исследовательских процедур.
- Совместимость – новое знание должно вписываться в существующую схему или позволять обосновать ее ошибочность.
- Прогрессивное развитие (эволюция, революции) – старое сменяется новым, а не существует параллельно, как в искусстве или промышленности.
- Опровержимость – результаты должно быть возможно проверить и опровергнуть, утверждение, относительно которого не понятно, в каком случае оно неверно, не может быть научным.
- Принципы:
- простоты (минимум допущений),
- консерватизма (новации должны быть обоснованы),
- универсальности (результат должен касаться класса, а не объекта),
- красоты (построение должно быть элегантным).
Деятельность считается научным исследованием, если
с точки зрения содержания:
- результат, опыты, доказательства – воспроизводимы, в том числе другим субъектом на других объектах класса,
- исследование предмета производится системно (элементы, взаимосвязи, среда),
- из полученных результатов делаются выводы теоретического характера;
с точки зрения формы:
- данные, полученные в ходе деятельности, встраиваются в существующие теории или опровергают их.
От научной деятельности научная общественность требует, чтобы
с точки зрения содержания:
- деятельность была направлена на поиск ответа на конкретный вопрос (была полезной),
- методология и исследовательские процедуры были определены́ и постоянны,
- методология и результаты не зависели от субъекта исследования (были объективны),
- исследование опиралось на доказательства и истинные положения (действия и выводы были обоснованы);
с точки зрения формы:
- деятельность была ориентирована на поиск возможных ошибок в собственных и в чужих положениях, методиках и результатах,
- результаты были проверяемы, для чего требуется открытость исходных данных, методик и подходов (верифицируемость).
Научная деятельность характеризуется необходимыми, но не достаточными признаками (эти признаки могут характеризовать и другие виды деятельности, они не являются требованиями со стороны кого-либо, их наличие еще не говорит о том, что деятельность научна, но их отсутствие говорит о том, что она, как минимум, не вполне научна):
с точки зрения содержания:
- цель – установление истины,
- задача – описание мира, выявление внутренних закономерностей,
- предмет рассмотрения полагается реально существующим,
- новые теории и подходы вытесняют старые, а не сосуществуют с ними;
с точки зрения формы:
- основана на практике – эксперименте, наблюдении (эмпиричность),
- применяется специальный инструментарий (приборы, методы, приемы),
- исследователь в своих действиях исходит из принципов
- простоты (не допускает необоснованного усложнения гипотез),
- консерватизма (необходимость новаций всегда обоснована),
- универсальности (исследование касается не конкретного объекта, а класса объектов),
- красоты (гипотеза, теория, доказательство должны быть элегантны).
Научный продукт определяется по следующим критериям
с точки зрения содержания:
- предмет описан системно,
- результаты исследования оформлены в виде логичной теории (гипотезы),
- теория (гипотеза) встраивается в существующие теории или опровергает их;
с точки зрения формы:
- текст написан в научном дискурсе (использован научный функциональный стиль языка, применяются специальные термины и определения).
От научного продукта научная общественность требует, чтобы
с точки зрения содержания:
- предмет был описан объективно, вне зависимости от субъекта,
- новые положения были обоснованы и основывались на истинных положениях,
- научный продукт содержал данные, необходимые для верификации результата;
с точки зрения формы:
- используемые понятия были определены́ и постоянны.
Научный продукт характеризуется необходимыми, но не достаточными признаками
с точки зрения содержания:
- предмет исследования описан как реально существующий;
с точки зрения формы:
- текст составлен в соответствии с принципами
- простоты,
- консерватизма,
- универсальности,
- красоты.
В таблицу я это объединила так.
|
признак |
критерий |
требование |
|
Исследование как процесс (научная деятельность) |
Цель – установление истины
|
Воспроизводимость результата, наблюдения, доказательства, в том числе другим субъектом, на других объектах класса |
Определенность и постоянство методологии исследовательских процедур
|
содержание |
Задача – описание мира, выявление объективных законов |
Системность |
Объективность |
||
Прогрессивное развитие |
Теоретичность |
Обоснованность |
||
Реализм |
Опровержимость |
Проблемность (полезность) |
||
Эмпиричность |
Совместимость |
Опровержимость |
форма |
|
Применение специального инструментария – приборов, методов и приемов |
|
Верифицируемость |
||
Принципы:
|
|
|
||
|
||||
Исследование как результат (научный продукт) |
Реализм |
Системность |
Объективность |
содержание |
|
Теоретичность |
Обоснованность |
||
|
Совместимость |
Верифицируемость |
||
Принципы:
|
Дискурсивность |
Определенность и постоянство понятий
|
форма |
В раздаточном материале к этому занятию рассмотрим цепочки «признак – критерий – требование», выстроенные в этой таблице.
Для введения этого достаточно, а в следующий раз перейдем к Обоснованиям и Доказательствам – одной из моих любимых тем.