С этими материалами нужно знакомиться после того, как сдано выполненное задание к теме №1

Вы сдали задание?

перейти к заданию

Введение в предмет. Занятие 2.

Здравствуйте, раз Вы не остановились после первого занятия, продолжим!

В прошлый раз мы с вами начали собирать свойства научного, используя материал словарей.

В результате обобщения материалов словарных статей получается такой список.

  1. Цель – установление истины.
  2. Задача – описание мира, выявление объективных законов.
  3. Реализм – предмет изучения полагается существующим.
  4. Проблемность (полезность) – ищется ответ на вопрос.
  5. Обоснованность – доказательность, опора на истинные положения.
  6. Эмпиричность – основанность на наблюдении, опыте, эксперименте.
  7. Объективность – независимость от субъекта (наблюдений, доказательств, результатов).
  8. Системность – предмет наблюдения исследуется (описывается) как система (то есть как совокупность элементов и их связей относительно среды, в которой этот предмет изучения существует (иными словами, того, что не является этим предметом)).
  9. Теоретичность – получаемые знания организуются в логичные теории, встраиваясь в существующие теории или перестраивая их.
  10. Воспроизводимость результата, наблюдения, доказательства, в том числе другим субъектом, на других объектах класса.
  11. Верифицируемость – результат должен быть проверяем, для этого требуется открытость исходных данных, результата и методик.
  12. Дискурсивность – наука использует свой язык.
  13. Применение специального инструментария – приборов, методов и приемов.
  14. Определенность и постоянство понятий.
  15. Определенность и постоянство методологии исследовательских процедур.
  16. Совместимость – новое знание должно вписываться в существующую схему или позволять обосновать ее ошибочность.
  17. Прогрессивное развитие (эволюция, революции) – старое сменяется новым, а не существует параллельно, как в искусстве или промышленности.
  18. Опровержимость – результаты должно быть возможно проверить и опровергнуть, утверждение, относительно которого не понятно, в каком случае оно неверно, не может быть научным.
  19. Принципы:
    • простоты (минимум допущений),
    • консерватизма (новации должны быть обоснованы),
    • универсальности (результат должен касаться класса, а не объекта),
    • красоты (построение должно быть элегантным).

Деятельность считается научным исследованием, если

с точки зрения содержания:

  • результат, опыты, доказательства – воспроизводимы, в том числе другим субъектом на других объектах класса,
  • исследование предмета производится системно (элементы, взаимосвязи, среда),
  • из полученных результатов делаются выводы теоретического характера;

с точки зрения формы:

  • данные, полученные в ходе деятельности, встраиваются в существующие теории или опровергают их.

От научной деятельности научная общественность требует, чтобы

с точки зрения содержания:

  • деятельность была направлена на поиск ответа на конкретный вопрос (была полезной),
  • методология и исследовательские процедуры были определены́ и постоянны,
  • методология и результаты не зависели от субъекта исследования (были объективны),
  • исследование опиралось на доказательства и истинные положения (действия и выводы были обоснованы);

с точки зрения формы:

  • деятельность была ориентирована на поиск возможных ошибок в собственных и в чужих положениях, методиках и результатах,
  • результаты были проверяемы, для чего требуется открытость исходных данных, методик и подходов (верифицируемость).

Научная деятельность характеризуется необходимыми, но не достаточными признаками (эти признаки могут характеризовать и другие виды деятельности, они не являются требованиями со стороны кого-либо, их наличие еще не говорит о том, что деятельность научна, но их отсутствие говорит о том, что она, как минимум, не вполне научна):

с точки зрения содержания:

  • цель – установление истины,
  • задача – описание мира, выявление внутренних закономерностей,
  • предмет рассмотрения полагается реально существующим,
  • новые теории и подходы вытесняют старые, а не сосуществуют с ними;

с точки зрения формы:

  • основана на практике – эксперименте, наблюдении (эмпиричность),
  • применяется специальный инструментарий (приборы, методы, приемы),
  • исследователь в своих действиях исходит из принципов
    • простоты (не допускает необоснованного усложнения гипотез),
    • консерватизма (необходимость новаций всегда обоснована),
    • универсальности (исследование касается не конкретного объекта, а класса объектов),
    • красоты (гипотеза, теория, доказательство должны быть элегантны).

Научный продукт определяется по следующим критериям 

с точки зрения содержания:

  • предмет описан системно,
  • результаты исследования оформлены в виде логичной теории (гипотезы),
  • теория (гипотеза) встраивается в существующие теории или опровергает их;

с точки зрения формы:

  • текст написан в научном дискурсе (использован научный функциональный стиль языка, применяются специальные термины и определения).

От научного продукта научная общественность требует, чтобы

с точки зрения содержания:

  • предмет был описан объективно, вне зависимости от субъекта,
  • новые положения были обоснованы и основывались на истинных положениях,
  • научный продукт содержал данные, необходимые для верификации результата;

с точки зрения формы:

  • используемые понятия были определены́ и постоянны.

Научный продукт характеризуется необходимыми, но не достаточными признаками

с точки зрения содержания:

  • предмет исследования описан как реально существующий;

с точки зрения формы:

  • текст составлен в соответствии с принципами
    • простоты,
    • консерватизма,
    • универсальности,
    • красоты.

В таблицу я это объединила так. 

 

признак

критерий

требование

 

Исследование как процесс (научная деятельность)

Цель – установление истины

 

Воспроизводимость результата, наблюдения, доказательства, в том числе другим субъектом, на других объектах класса

Определенность и постоянство методологии исследовательских процедур

 

содержание

Задача – описание мира, выявление объективных законов

Системность

Объективность

Прогрессивное развитие

Теоретичность

Обоснованность

Реализм

Критичность

Проблемность (полезность)

Эмпиричность

Совместимость

Критичность

форма

Применение специального инструментария – приборов, методов и приемов

 

Верифицируемость

Принципы:

  • простоты
  • консерватизма
  • универсальности
  • красоты

 

 

 

Исследование как результат (научный продукт)

Реализм

Системность

Объективность

содержание

 

Теоретичность

Обоснованность

 

Совместимость

Верифицируемость

Принципы:

  • простоты
  • консерватизма
  • универсальности
  • красоты

Дискурсивность

Определенность и постоянство

понятий

 

форма

В раздаточном материале к этому занятию рассмотрим цепочки «признак – критерий – требование», выстроенные в этой таблице.

Для введения этого достаточно, а в следующий раз перейдем к Обоснованиям и Доказательствам – одной из моих любимых тем.


Кнопка связи