Если у вас возникли вопросы, или появилось предложение, напишите нам
Тема 11. Научное общение (34/34, 4/4)
Здравствуйте.
Трудно поверить, но это последнее видео в этом курсе.
Полемика так или иначе является частью научного общения, даже если она происходит не в устной форме на научном мероприятии, а в виде текста специального жанра (рецензия, отзыв, реферат) или в «истории вопроса» исследовательского текста.
Правила ведения научной полемики не слишком заметно отличаются от правил ведения любой другой полемики в приличном обществе и в приличной форме. Отличия сводятся лишь к тому, что ведется она в соответствии с признаками научности. Именно относительно этих параметров устанавливается соответствие одной и несоответствие другой позиции, а доводы, используемые при опровержении, являются доводами тех же типов, что и при обосновании, то есть могут представлять собой данные опытов, рассуждение или ссылки.
В качестве краткого руководства по научной полемике в текстах в материалах для чтения к этой теме приведен фрагмент книги Кузина.
В случае же полемики в устной форме на научном мероприятии целесообразно руководствоваться общими риторическими принципами опровержения несовместимого в публичных выступлениях. Кратко они состоят в следующем.
Первое, что нужно понимать об опровержении несовместимого – это то, что это способ аргументации, а не самоцель. То есть опровержение уместно в первую очередь в том случае, если с его помощью Вы аргументируете собственную точку зрения. Это часть Вашего текста, один из аргументов в ряду других – прямых обоснований.
Исключением является полемика относительно докладов и рецензия – там опровержение может быть самоцелью и вывод уровня «здесь ошибка» – нормален. В остальных случаях опровержение должно каким-то образом подтверждать правильность Вашей собственной гипотезы, иначе оно неуместно. Более того, к опровержению без необходимости лучше не прибегать, а ограничиться убедительным обоснованием. Необходимость опровержения определяется тем, что без этого позиция ритора оказывается незащищенной и неубедительной. В научной сфере так будет во всех случаях, когда другая позиция, противоречащая Вашей, уже введена в научный оборот и известна.
Особая ситуация, когда опровержение уместно, – это ситуация непосредственной реакции на выступление оппонента. Если до нашего выступления оппонент выступает с речью, требующей от нас какой-то реакции, то делать вид, что ничего не слышали, – не всегда хорошо. В этом случае в уже подготовленную речь необходимо вписать опровержение, причем не всегда имеющее отношение к теме самого выступления. Такие ситуации надо стараться предусматривать и к ним готовиться, поскольку экспромтом вписать опровержение в готовую речь довольно трудно. Если же выступить с опровержением как таковым, не пытаясь сделать его частью своего запланированного выступления, то это, во-первых, в некоторых случаях может выглядеть не солидно, а во-вторых, позволит втянуть нас в дискуссию, которая помешает достижению собственной, заранее намеченной цели.
С точки зрения этоса опровержение может быть построено добросовестно или недобросовестно.
Недобросовестно построенное опровержение, то есть такое, которое вводит в заблуждение относительно мотивов, намерений, слов или поступков оппонента (грубо говоря, какую-нибудь клевету), называется софистическим.
Добросовестное опровержение бывает двух типов:
- диалектическое,
- полемическое.
Фактически, эти типы различаются по тому, каково соотношение аудитории и оппонента в том или ином случае.
Если носителем позиции, противоположной позиции ритора, является сама аудитория (то есть ритору необходимо добиться присоединения непосредственно оппонента), то метод опровержения будет диалектическим – установление истины в ходе дискуссии (явной или опосредованной, подразумеваемой).
Если же оппонент является третьим лицом, которое тоже имеет влияние на аудиторию и связанные с ее присоединением интересы, то метод опровержения будет полемическим – демонстрация аудитории несостоятельности позиции или неприемлемости целей оппонента.
Из этого на основании здравого смысла легко выводятся различия между тем, как строятся опровержения одного и второго типа.
Нетрудно понять, что если носитель позиции, не совместимой с Вашей, – сама аудитория, то не стоит критиковать ее цели или квалификацию. Наоборот, ритору необходимо апеллировать к квалификации оппонента и тем целям, которые его с аудиторией объединяют. Научное сообщество всегда имеет в виду, что конечная цель научной деятельности в любой отрасли знаний – это поиск истины. Поэтому опираться на то, что нечто противоречит этой цели, – вполне приемлемо и эффективно. Однако, разумеется, в этом нужно соблюдать меру и хороший вкус, чтобы не выглядеть фальшиво и глупо. Если же Вы спорите непосредственно с автором критикуемой позиции, то необходимо принимать во внимание и непосредственную цель его собственного исследования. Ведь его предложение сделано относительно его цели, а не Вашей.
Как же тогда опровергать позицию оппонента? Необходимо показывать, что предлагаемая им позиция не ведет (или ведет неудобно и непрямо) к решению той задачи, которую Вы с ним полностью разделяете. То есть, можно сравнить это с ситуацией опровержения номинального определения – оно нецелесообразно. Это будет воспринято гораздо легче, чем убедительное доказательство того, что предложение неверно.
Исключением являются ситуации, когда научная честность требует разоблачения явно недобросовестной работы. В этом случае правилами риторики можно и даже следует пренебречь. Но взвешивая риски.
В случае же, когда оппонент – не сама аудитория, а какая-либо третья сила, то вполне целесообразно показать, что цели оппонента противоречат целям аудитории, или они недобросовестны и некомпетентны. Однако все это следует делать, только если это так и есть, и делать очень продуманно, потому что, будучи пойманным на лжи или подтасовке, ритор может полностью разрушить свою репутацию. Кроме того, влияние на аудиторию Вашего оппонента может оказаться сильнее Вашего, и в этом случае чрезмерное усердие по его очернению точно сыграет против Вас.
При полемическом опровержении очень важно помнить, что мы убеждаем не оппонента, а аудиторию. Соответственно, нужно выбирать аргументы, убедительные именно для аудитории, а не для тех, чье мнение мы оспариваем. Так, если у нас есть совершенно железный с научной или технической точки зрения аргумент, но он будет непонятен аудитории или будет оскорбителен по тону или иллюстрирующим примерам, то убедительным он не будет.
В целом строить диалектическое опровержение следует исходя из следующих принципов:
- Поскольку критикуемая позиция, как правило, представляет собой продуманную и разработанную концепцию, в опровержении нужно ее точно, кратко и объективно описать.
- Критикуемая концепция обычно не вся целиком неправильная, она может содержать совершенно правильные и полезные мысли. Поэтому надо четко отделить правильное от неправильного и максимально точно определить предмет критики (не вся концепция, а лишь то конкретное в ней, что приводит к ее общей несостоятельности).
- В любой концепции есть главное и второстепенное. Если жанр речи – не рецензия или отзыв на работу, то нужно постараться удержаться от критики второстепенных положений, даже если они настолько уязвимы, что трудно не поддаться соблазну критики. Критиковать надо только основные, принципиальные положения.
- Для того чтобы опровержение приводило к обоснованию, оно должно строиться исходя не только из особенностей критикуемой концепции, но и из позиции самого ритора. Эти две позиции необходимо тщательно развести, чтобы было ясно видно, для чего вообще ритор говорит о чужой позиции. Задача опровержения – не просто показать, что критикуемая позиция неверна, а что она неверна в отличие от предложения ритора.
Полемическое опровержение строится в основном по тем же принципам, только при этом допускается критическая характеристика самого оппонента.
Однако важно иметь в виду, что критиковать оппонента следует не «вообще» за какие-то его недостатки, а только по тем позициям, которые имеют непосредственное отношение к предмету разговора.
При работе над опровержением важно помнить, что альтернативная позиция, как правило, детально разработана, имеет систему доказательств – она жизнеспособна. И ее опровержение должно быть разработано не менее добросовестно, но при этом быть кратким, иначе Вы будете выглядеть просто как завзятый спорщик.
Итак, общие принципы построения опровержений таковы:
- Не прибегать к опровержению без необходимости.
- Тип опровержения (диалектический или полемический) необходимо выбирать, ориентируясь не на личные предпочтения, а исходя из условий выступления и критикуемой позиции. При прочих равных лучше предпочесть диалектический, чтобы избежать подозрений в личной пристрастности.
- В диалектическом опровержении нельзя использовать приемы полемического и, тем более, софистического.
- Если оппонент использовал полемические или софистические приемы, то не только можно, но и целесообразно применить полемическую технику, потому что аудитория должна видеть, что ритору небезразличен исход дела, поскольку он защищает ее интересы. Позиция ритора в публичной речи – не его личная убежденность как часть мировоззрения, а защита интересов аудитории, а значит, и речи быть не может о том, чтобы по-христиански «подставить вторую щеку». В противном случае бездействие ритора вызовет подозрения либо в некомпетентности, либо в безразличии к результату.
- Компрометировать надо сначала пафос, потом логос, затем этос. Иными словами, сначала показываем, что, если присоединиться к предложению оппонента, результат будет нежелательный, затем – что не следует соглашаться с его доводами, а затем – что его мотивам вообще не стоит доверять.