Если у вас возникли вопросы, или появилось предложение, напишите нам

Тема 11. Научное общение (31/34, 1/4)

Здравствуйте.

Мы начинаем последнюю тему курса – «Научное общение», она займет 3 видео. 

Научным общением, конечно, называется не любой разговор о науке или на научные темы, а вполне определенные формы мероприятий, принятые в научном сообществе.

Кузин дает такой список форматов научного общения:

  1. Съезд – собрание представителей отрасли науки в масштабе страны;
  2. Конгресс – то же, что съезд, но на международном уровне;
  3. Симпозиум – международное научное мероприятие, посвященное одному относительно узкому вопросу;
  4. Конференция – мероприятие, посвященное одной теме (при этом тема может быть сколь угодно узкой или широкой, а участники могут быть как сотрудниками одной организации, так и учеными разных стран);
  5. Семинар – мероприятие, в первую очередь, с небольшим составом участников, на котором обсуждение их докладов ведется под руководством ведущего ученого – руководителя семинара. Семинары бывают постоянно действующие или разовые. На постоянно действующих семинарах зачастую каждое заседание посвящено одному докладу одного из участников, по очереди.

В настоящее время в результате организационной специфики научной отрасли понятие «съезд» практически совсем отошло в прошлое, зато приобретает все большую популярность формат, не упомянутый Ф. А. Кузиным, – круглые столы.

Это мероприятие, на котором небольшой состав участников обсуждает не доклады, а какой-то заранее им известный список вопросов. При этом участники могут выступать спонтанно в режиме дискуссии или иметь заранее подготовленные выступления, но и в этом случае они не носят характер доклада, а являются скорее сообщениями. Руководит круглым столом ведущий, называемый также модератором. Часто выбор названия продиктован просто вкусом организатора, но содержательно эти два вида руководителя должны различаться – ролью в проведении мероприятия. Ведущий имеет более широкие полномочия по влиянию на ход обсуждения, сам является полноправным участником дискуссии, модератор же только следит за тем, чтобы дискуссия  слово от одного участника другому, объявляет переход от вопроса к вопросу, перерывы, если требуются, и занимается прочими организационными вопросами. Модератор, конечно, может также высказать и свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, но обставив это реверансами и «с позволения участников», а в общем случае должен от этого уклониться. От личных качеств и заинтересованности в теме модератора или ведущего круглого стола в очень значительной мере зависит успех мероприятия как с точки зрения удовлетворенности участников, так и с точки зрения достижения поставленных задач.

Различаются перечисленные формы научного общения также уровнем результатов. По итогам конгрессов и конференций принимаются резолюции. Уровень решений в этих резолюциях, разумеется, напрямую зависит от уровня мероприятия, он не может быть одинаковым всегда. Для начинающего исследователя, как правило, никакого интереса эти резолюции и решения в них не представляют.

По итогам симпозиумов обычно принимается решение по тому вопросу, которому было посвящено мероприятие, – симпозиумы собираются именно для решения по конкретному вопросу.

Семинары обычно посвящены принятию решения непосредственно по обсуждаемым работам. Как правило, это либо готовность какого-то материала к публикации или какой-то иной форме введения в научный оборот, либо продвижение исследователей в работе над большой темой – коллективной или индивидуальной, и т. п. Типичные примеры научных семинаров – семинары молодых ученых, работающих над диссертациями по близким темам, заседания центров изучения каких-либо вопросов, заседания коллектива авторов какого-то большого проекта (например, учебника или цикла учебников) или продолжающегося многотомного издания. Семинар в этом смысле представляет собой как бы форму контроля и промежуточной отчетности.

Решением по семинару может быть принять к публикации, расширить, сократить, устранить недостатки по полученным замечаниям или вовсе изменить подход к вопросу. В компаниях научно-технического толка часто принято проводить научно-технические семинары с той же целью – ознакомиться с продвижением проекта, посмотреть на выработанные подходы свежим взглядом и скорректировать по мере необходимости маршрут.

Круглые столы зачастую проводятся просто для обмена мнениями по какому-то вопросу, но усилиями ведущего на мероприятии этого вида тоже может быть выработано какое-то решение, если состав его участников таков, что может принять влиятельное решение по какому-либо вопросу.

С точки зрения дискурса молодому ученому нужно понимать следующие особенности перечисленных форм научного общения.

С ростом числа и разнообразия состава участников возрастает торжественность мероприятия. Если на круглый стол или семинар приемлемо прийти одетым в повседневно-деловом стиле, то на симпозиум, конференцию и конгресс необходимо одеться более строго и торжественно, без излишеств в части индивидуализации наряда маркированными украшениями или иными приметами, выражающими социальные или культурные взгляды участника. В большей степени эти ограничения касаются выступающих, но и если в этот день исследователь планирует только слушать доклады, ему имеет смысл выглядеть так, чтобы восприниматься своим. Это даст возможность без стеснения задавать вопросы в зале заседаний или в кулуарах и вообще участвовать в неформальном общении ученых на равных.

Внешний вид для молодых людей часто бывает предметом убеждений и способом выражения себя. Это, безусловно, не удивит и не шокирует представителей научной общественности, поскольку ее составляют преимущественно люди довольно умные. Однако, планируя свой образ перед походом на любое (не только научное) мероприятие, имеет смысл вспомнить о том, что внешность – это только инструмент, а не самоцель, и она должна помогать, а не мешать человеку решать те задачи, которые он в данный момент считает актуальными. Если вы считаете актуальной задачу показать всем, что вы убежденный нонконформист, романтичная девушка или член дворянского собрания, а не научного сообщества, то маркируйте свой внешний вид этими признаками, ваш месседж будет понят и принят во внимание.

В своей публичной лекции «Вы и Ваши исследования» в 1986 г. Ричард Хемминг упоминал об этом аспекте в ряду других недостатков, или, выражаясь современно, особенностей, которые могут помешать талантливому человеку стать великим ученым. В частности, он рассказывает о том, как он сам изменил манеру одеваться, сменив страну, чтобы его прежние привычки не мешали ему добиваться своего. Отрывок на эту тему приведен в материалах для чтения по этой теме.

Необходимым сделать только одну оговорку. Рекомендации, которые Хемминг дает в своей лекции, предназначены тем, кто хочет стать великим ученым. Таким, чьим именем назовут какой-нибудь закон или эффект. Тем же, кто чувствует, что бороться с системами разного рода для него важнее, чем именовать закон, разумеется, не должен себе отказывать в этом, потому что это тоже очень важно и приносит массу удовольствия.

Особенности докладов, характерные для научных мероприятий перечисленных типов, а особенно – их различия – рассмотрим в следующем ролике.

Кнопка связи