Тема 5. Метод, методика, методология, научное направление (12/34, 2/2)

Здравствуйте.

Мы с вами продолжаем разбираться с методами, методиками и методологиями.

В прошлом видео я обещала сказать в нескольких словах о научных парадигмах. Хотелось бы свести их к следующему.

Ввел в научный оборот это понятие Т. С. Кун в книге «Структура научных революций». В дополнениях 1969 г. Кун пишет о том, что в первоначальном варианте его книги слово «парадигма» используется по крайней мере двадцатью двумя разными способами, которые в конечном счете он сводит к двум, из которых одно (примерно «общепринятые образцы») он считает для себя основным. Чтобы лучше проникнуться мыслями автора на этот счет, лучше всего обратиться к тексту «Дополнений», он приведен в материалах для самостоятельного чтения к этой теме.

С легкой руки Куна слово парадигма получило то довольно широкое значение (совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов), в котором сейчас его применяют по отношению практически к чему угодно, просто как «набор важных установок». Вместе с тем, если вернуться к начальному значению этого слова – а оно связано как раз таки с Платоном – оно в наибольшей степени близко к понятиям «сущность» и «модель», «образец». Сущность является моделью всех явлений, относящихся к этой сущности. И сущность как совокупность всех своих явлений – и есть парадигма. Парадигма позволяет разделить постоянные и переменные характеристики сущности – характеристики того, парадигму чего мы в данный момент рассматриваем.

Именно в таком смысле мы ранее представляли как парадигму эталон конфигурации виртуальной инфраструктуры и образ (pattern) по Гренандеру.

Под это понятие подпадает и парадигма как строгий лингвистический термин (совокупность словоформ одного слова, совокупность звуков одной фонемы), и парадигма взглядов, и научная парадигма. Это совокупность всех возможных «допустимых отклонений», при которых явление все еще остается явлением той же сущности.

Так, в научной парадигме «материалистического подхода» к защите информации возможны различные отклонения во взглядах на то, что конкретно в системе защиты может быть реализовано программно, а что аппаратно, однако никакими логическими ходами не может быть получен вывод о том, что вся система защиты может быть реализована программно. Получив такой вывод, мы автоматически выпадаем из парадигмы. Это само по себе не криминально, но это звоночек о том, что стоит проверить, действительно ли парадигма перестала вас устраивать и вы ее осознанно отвергаете, или вы где-то неудачно выразились, пренебрегли каким-то параметром или неверно определили границы системы защиты, например (и поэтому аппаратная ее часть оказалась просто за границами вашего рассмотрения, а не отсутствует вовсе).

Перейдем к оставшемуся ряду понятий – метод, методология, методика.

Для стартового погружения в проблематику, связанную с этими понятиями, целесообразно попробовать почерпнуть их значения и взаимосвязи из различных источников в Интернете. В первую очередь это даст нам самое главное понимание – этими словами в разных контекстах называются совершенно разные вещи. Так, чтобы сузить круг рассматриваемых вариантов до относительно приемлемого, необходимо как минимум ввести в поисковый запрос уточнение «научные», отсекая тем самым педагогические, художественные и аналогичные. Хотя в результате придется отсечь массу прекрасного, например, такие шедевры, как «методологические методы» и «собственно методические методы» (и то, и другое – в педагогике).

Сделав это, вы убедитесь в дискурсивном характере этих терминов. Однако некоторая общая основа во всех их употреблениях все-таки выделяется. На нашей кафедре принято использовать их в следующих значениях.

Методология – это общие подходы к решению широкого класса задач. Например, описание Новой Гарвардской архитектуры компьютеров – это описание методологии коррекции базовой уязвимости машины Тьюринга.

Метод – это достаточно обобщенный механизм решения точно описанного класса задач. Пример метода – «доказательство от противного». Уровень применимости метода – не менее отрасли знаний. Не менее – потому что существуют и общенаучные методы (каким, собственно, является и доказательство от противного). Разработка нового метода – докторская диссертация. Метод включает в себя способы, описываемые методиками.

Методика – это описание способа решения задачи (то есть последовательности действий, приводящих к успешному результату) в виде пошагового алгоритма, легко воспроизводимого любым или почти любым субъектом. Для разных задач доказательство от противного будет осуществляться разными способами. Рассказ учительницы классу о том, как применить доказательство от противного к данной теореме, – методика.

Подход – это описание гипотезы о том, как решить ту или иную задачу без оценки оптимальности решения.

Для дипломной работы целью можно выбирать разработку максимум способа или подхода, вполне адекватно – механизма, решения, методики.

Отдельно необходимо остановиться на том, что во введении НИР или диплома должны быть названы примененные методы исследования. Например, метод правдоподобного рассуждения по Пойя, системный анализ, структурный анализ, аксиоматический метод, математическое моделирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция, измерение, эксперимент, наблюдение, гипотетически-дедуктивный и т. п. В отношении этих методов, к счастью, нет никаких разночтений ни в разных областях знаний, ни в разных научных школах, поэтому этот материал оставим для самостоятельного изучения. Они точно и понятно описаны в словарных и энциклопедических статьях. В материалах для самостоятельного чтения к этой теме приведен параграф 2.6 книги Ф. Кузина «Диссертация», посвященный методам научного познания, наиболее подходящим, на мой взгляд, для квалификационной работы. Однако именно такой набор – не требование, а предлагаемый вариант.

Единственный из перечисленных методов, который нельзя уяснить из словарной статьи, – метод правдоподобного рассуждения. Книга Д. Пойя «Математика и правдоподобные рассуждения» достойна быть прочитанной целиком, однако в материалах для самостоятельного чтения к этой теме приведен отрывок из этого произведения, дающий некоторое представление о методе в материалах.

Для закрепления материала я попрошу вас выполнить следующее задание. Перечислите методы, которые вы использовали (или сейчас используете) в своем последнем научном исследовании, и как именно. Описание использования каждого перечисленного метода должно включать в себя следующее:

  1. Название метода
  2. В чем он состоит
  3. Для решения какой задачи Вы к нему обратились
  4. Почему для решения этой задачи Вы выбрали именно его
  5. В какой главе исследования (название главы и ее место в исследовании)

Таким образом нужно описать не менее 5 методов. Если Вы использовали менее 5 (это нормально), то до необходимого количества добавьте методы, которые Вы не использовали, заменив пункты 3, 4 и 5 на объяснение причин, по которым Вам этот метод не подошел.

Кнопка связи