Тема 8. Эксперимент (23/34, 3/6)

Здравствуйте.

Продолжаем разбираться с экспериментами и, определившись с гипотезой, переходим к следующему этапу –

Планирование эксперимента

Под планированием часто понимают в первую очередь составление последовательности действий. В отношении эксперимента это тоже очень важно, но не одно это. Не менее важно спланировать эксперимент методологически, а не только методически.

Эксперимент правильно спланирован, если он спланирован системно.

Системность эксперимента

Системность эксперимента обуславливается тем, что системно отобран материал и системно сформирован набор процедур.

Вспомним, что «системно» – это когда описаны элементы системы, связи системы и то, что за ее пределами, – среда.

Крайне важно сформулировать границы, в которых будет проверяться гипотеза, и соотнести их с ее областью действия.

Если эти границы не совпадают, нужно либо сделать так, чтобы совпали, либо, если они уже точно установлены и по каким-то причинам их нельзя выровнять, надо оценить, как это скажется на интерпретации результатов.

Если же в область проверок попало что-то, что не относится к области определения гипотезы, то это ошибка, это следует исключать.

При проверке гипотезы о взаимосвязи аппетита кошек с их окраской учитывать их температуру (или какие-то другие потенциально влияющие на аппетит параметры их здоровья) – уместно, чтобы исключить искажение аппетита из-за ситуативного состояния кошки, а вот при проверке гипотезы о взаимосвязи окраса и длины когтей – это избыточно. Причем важно еще, что вообще понимать под «учитывать». Совершенно не обязательно это означает, что в первом случае надо составить группы в соответствии с показателями температуры и что-то дополнительно фиксировать. Скорее, животных, которые плохо себя чувствуют, следует, вероятно, исключить из рассмотрения, а не делать наблюдения, каков аппетит у кошек разного цвета при заболеваниях разной степени тяжести, – это размоет границы эксперимента и, скорее всего, только все запутает. А вот провести проверки с собаками разного цвета – имеет смысл, если важным для гипотезы положением является наличие такой взаимосвязи именно у кошек.

Способность отличить среду от лишнего – значимый показатель исследовательских качеств.

Определив границы, мы отсекаем, чего мы делать не будет – как в части ограничения объекта эксперимента, так и в части ограничения исследовательских мероприятий. Затем необходимо определить, что же делать будем – тоже в отношении и полноты проверок, и репрезентативности выборки материала.

Полнота проверок

Отдельно стоит оговорить еще один аспект системности, который может быть не вполне очевиден: необходимо педантично выявить, перечислить в тексте работы и мотивировать все те положения, которые будут проверяться, а также те, что проверяться по тем или причинам не будут. Методической (и, кстати, стратегической – так как открывает поле для критики) ошибкой будет обойти какое-то из положений потому, что оно кажется малозначительным или сложным в проверке. Все, что исследователь по какой-то причине проверять не собирается, должно быть зафиксировано и обосновано. В случае, если невозможно проверить какие-то значимые параметры гипотезы, необходимо сформулировать ограничения, которые это накладывает на интерпретацию результата экспериментальной части исследования. Вынесение даже существенных опытов за рамки работы, например, в планируемые на будущее этапы предпочтительнее, чем умолчание о том, что эти опыты необходимы.

Полнота (репрезентативность) выборки

Репрезентативность – это крайне важное понятие для научной методологии вообще, но особенно – для эксперимента. Репрезентативность выборки, взятой для работы, должна быть обоснована обязательно и как можно более надежно. Репрезентативность, как очевидно из прямого перевода, – это показательность. Это слово точнее, чем «полнота», так как практически никогда объем выборки объектов для проведения эксперимента не может быть действительно полон. Но при этом он должен обеспечивать системность результата эксперимента – быть таким, чтобы исчерпывать все возможные (в рамках сформулированных границ) подклассы изучаемого класса предметов. Поэтому репрезентативность выборки в общем виде демонстрируется следующим образом:

«С точки зрения параметра А объекты О бывают следующих типов:… . Пускай это будет цвет, и наши объекты О бывают синие, фиолетовые и пурпурные.

Параметр А выбран потому, что только цвет у наших О постоянен от рождения до смерти (или же, например, потому, что это вообще единственный параметр, по которому выделяются подклассы данного класса объектов).

В исследовании использовались N типов O по K экземпляров каждого типа.

K является достаточным для надежности результата, потому что… (или же K является достаточным для предварительного вывода, а в дальнейшем…).

Других типов O не существует (или же на сегодняшний день не обнаружено, или O других типов находятся за рамками рассмотрения, так как…), поэтому выборка репрезентативна».

В случае, если необходимо выявить отличительные черты предмета исследования, большое значение имеет не только репрезентативность выборки экземпляров, с которыми проводится опыт, но и наличие, адекватность задаче и репрезентативность «референсной группы», с которой тот же опыт будет проводиться для сравнения.

Важно, что в область определения репрезентативности входит не только достаточность количества материала, но и принцип его отбора. Это особенно важно для референсных групп (почему вообще кошки сравниваются с собаками, а не с тиграми), но крайне желательно обосновать и выбор основного материала, если до экспериментального раздела он еще не был обоснован, например, при формулировании актуальности.

Пример обоснования репрезентативности изучаемого материала разными способами, в том числе и экспериментально, приведен в дополнительных материалах к этой теме. В качестве примера я описываю собственное исследование по истории языка, поэтому выношу его в дополнительные материалы.

В следующем видео мы продолжим рассматривать планирование эксперимента и осветим такие его аспекты, как ожидаемые результаты, проработку методики и полезность эксперимента.

Кнопка связи