Тема 8. Эксперимент (22/34, 2/6)

Здравствуйте.

Мы продолжаем тему «эксперимент» и это видео посвятим

Проработке гипотезы

В прошлом ролике мы установили, что гипотеза а) должна быть б) должна быть непосредственно связана с основной задачей исследования. Остальные требования к гипотезе так или иначе сведутся к требованиям научности, и в рамках самоконтроля крайне желательно проверить свою гипотезу на весь список выявленных в начале курса признаков.

Остановимся коротко на тех, которые должны явно быть отражены в тексте работы.

Теоретичность гипотезы

Гипотеза должна быть сформулирована в виде некоторого теоретического положения. Она должна быть сформулирована в терминах и понятиях научной парадигмы, в рамках которой действует исследователь, и иметь вид полноценного логически связного построения.

Совместимость гипотезы

Сформулированная гипотеза должна быть соотнесена – причем именно в тексте, явным образом – с той теоретической базой, которая представлена в реферативной части работы. Напомним, что требование совместимости предполагает не только соответствие той или иной теории, но и противопоставленность им. Чем более смело и радикально сформулирована гипотеза, тем более важно ясно позиционировать ее относительно рассмотренного теоретического материала.

Помимо уже упоминавшихся предпосылок, которые, безусловно, делают наглядной соотнесенность гипотезы с современным состоянием научного знания на эту тему, полезно сформулировать ее связи с теми аспектами теории, которые напрямую не имеют отношения к проверяемым положениям, но показывают место этих положений в системном описании изучаемого предмета. Для читающего исследование это повышает правдоподобность гипотезы, а для проводящего исследование это поможет не упустить факторы, которые необходимо проверить или, напротив, на которые можно опереться в постановке проверок.

За счет этих связей исследователю может удаться вспомнить эксперименты или иного рода доказательства (успешные реализации, прошедшие проверку временем, доказательства на математических моделях и т. п.) сходных или смежных гипотез и применить эти знания в своей работе.

Системность гипотезы

И наконец, самое главное – гипотеза должна быть сформулирована системно. Тут очень важно понимать, что речь идет именно о системности самой гипотезы, а не ее проверки или предмета, в отношении которого она выдвигается. Сама гипотеза тоже должна быть системной, то есть должны быть перечислены все сущности, которые в ней фигурируют, между ними установлены связи и обозначены границы гипотезы.

Разумеется, если сделать все это буквально именно так, то гипотеза, весьма вероятно, будет выглядеть несколько механистично: перечни, связи… Конечно, далеко не всегда делают именно так, обычно формулировка гипотезы представляет собой изящное и яркое построение, которое должно убеждать еще и своей красотой. Однако для себя – на этапе проработки гипотезы – целесообразно собрать ее скелет по косточкам, а потом уже создать яркую формулировку.

Это можно сделать в виде буквального списка примерно такого вида:

«Я утверждаю, что

- …

- …

- …

Эти положения связаны следующим образом: …

Это утверждение распространяется на …

За границами рассмотрения оставляем объекты … и связи …».

Затем, разумеется, гипотезу следует переформулировать, никаких «я утверждаю» в тексте научного исследования быть не должно «я утверждаю».

Нормально, если гипотеза касается только одного положения, особенно гипотеза в учебной работе. Однако не нормально, если положений несколько, а сформулировать, как они связаны, – не удается. Это сигнал о том, что гипотеза пока не сложилась.

Исследователь должен видеть системность (или несистемность, что плохо) своей гипотезы в первую очередь сам. Однако чем более системной получится и конечная формулировка, тем более выигрышное впечатление она будет производить.

Подытожим так: системно сформулированная гипотеза – это такая, из формулировки которой понятен весь комплекс ее положений, их взаимосвязи и границы, в пределах которых гипотеза предполагается верной. Если формулировка гипотезы требует дополнений или существенных уточнений, без которых невозможно спланировать эксперимент для ее проверки, гипотезу следует переформулировать.

Крайне полезный набор требований к гипотезам предложен в уже упоминавшейся книге Коэна и Нагеля. Отрывок с «формальными условиями» гипотез приведен в материалах для чтения к этой теме.

Заканчивая сводку рекомендаций по подготовке гипотезы, рассмотрим пример, соответствующий изложенным установкам.

В Новой гарвардской архитектуре компьютера микросхема памяти, в которой хранятся программы и данные, физически переводится в состояние Read Only на этапе производства, чтобы на схемотехническом уровне блокировать уязвимость, эксплуатируемую большинством атак на перехват управления, базовой особенностью которых является запись вредоносного кода в память атакуемой машины. Это позволяет предположить, что Новая гарвардская архитектура устойчива к вирусному заражению, если заражением называем запись кода вредоносной программы в долговременную память заражаемого компьютера или иное изменение программ и данных в этой памяти, вне зависимости от способа реализации этого заражения.

Проверяться экспериментально при этом будут следующие положения:

  • код вредоносной программы не записывается в долговременную память и не изменяет программы и данные;
  • этот результат не зависит от способов заражения, реализованных в различных вирусах (результат одинаков при любом способе заражения), и одинаков для вирусов всех типов по способу заражения.

За пределами эксперимента остается вопрос подверженности или неподверженности Новой гарвардской архитектуры воздействию вредоносного программного обеспечения, механизм действия которого не связан с заражением.

Гипотеза будет опровергнута, если с помощью хотя бы одного из механизмов заражения, реализованных во вредоносных программах, удастся осуществить запись в долговременную память компьютера с Новой гарвардской архитектурой после перевода микросхемы памяти в состояние RO.


Формулировка гипотезы

Помимо сказанного о процессе выработки гипотезы важно понимать одну главную вещь о самой ее формулировке: ее должно быть легко обнаружить в тексте работы. Это не обязательно означает, что необходимо написать «Гипотеза:» и далее ее изложить, хотя можно и так. Однако текст точно не должен быть построен так, что фрагменты гипотезы разбросаны по тексту с ее обоснованием (или, еще хуже, проверкой), а целиком – полно и лаконично – она нигде не обнаруживается. Это резко снижает качество работы, даже если в устной дискуссии исследователь способен сформулировать гипотезу и указать ее части в тексте. Впрочем, как показывает практика, такое бывает довольно редко – текст почти в ста процентах случаев структурирован лучше, чем устная речь.

После формулировки предпосылок гипотезы и самой гипотезы можно переходить к планированию эксперимента.

Кнопка связи