Доклады, выступления, видео и электронные публикации

Принципы разработки и реализации передовой образовательной программы высшего образования по направлению информационная безопасность

Введение

В высших учебных заведениях существует большое количество различных основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО) различных уровней подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратура, в том числе и по направлению «информационная безопасность». Однако часть этих программ направлена в основном на теоретическое освоение материала. При этом практическое применение теоретических знаний отрабатывается на используемых много лет подряд практических и лабораторных занятиях, в некоторых случаях не соответствующих современному уровню развития области защиты информации и потребностям работодателей в определенных умениях и навыках требуемых специалистов. Как правило, это связано с отсутствием соответствующих времени знаний у преподавательского состава и отсутствием взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики. Выпускники таких программ обладают компетенциями,  не соответствующими далеко ушедшей вперед профессиональной деятельности, и по завершению обучения остаются невостребованными на рынке труда. При этом потребность организаций реального сектора экономики в специалистах с соответствующими их потребностям компетенциями остается по-прежнему актуальной. Таким образом, возникает противоречие: в настоящее время существует потребность в специалистах, имеющих необходимые знания, умения и навыки, и отсутствие их у выпускников, обученных по существующим программам высшего образования. Особенно заметно это противоречие проявляется в быстро развивающейся области защиты информации.

Помимо этого процесс обучения по существующим программам, как правило, строится на привычных технологиях: обучение проводится очно, без использования таких современных технологий, как обучение на онлайн-курсах или с помощью систем дистанционного обучения. При этом студенты зачастую не имеют представления о наличии таких технологических возможностей, а преподаватели – опыта их использования в процессе обучения.

Далее приведены принципы разработки и реализации передовых ООП ВО по приоритетным направлениям подготовки высшего образования с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов,  позволяющие устранить перечисленные недостатки. Рассматрено применение данных принципов при разработке и реализации передовой ООП ВО по приоритетному направлению «информационная безопасность». 

Формирование принципов разработки и реализации передовых ООП ВО

Формирование принципов разработки и реализации передовых ООП ВО по приоритетным направлениям подготовки основывается на стратегиях развития системы высшего образования Российской Федерации с учетом задач, сформированных Национальным проектом «Образование», в рамках достижения результата федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»[1].

Одними из важных положений данного проекта является необходимость разработки образовательными организациями высшего образования совместно с партнерами реального сектора экономики адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требования рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения применительно к их будущим областям профессиональной деятельности. Также важными положениями проекта являются необходимость постоянного обновления профессиональных знаний и компетенций научно-педагогических работников на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли и необходимость участия преподавателей в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания с привлечением к этим исследованиям обучающихся. Помимо этого обучающиеся по ООП ВО должны осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню и т.д).

Таким образом, изучив и суммировав все положения федерального проекта можно сделать вывод, что в настоящее время актуальным направлением развития системы высшего образования Российской Федерации является повышение качества ООП ВО и создания мотивационных факторов для научно-педагогических работников к разработке новых передовых междисциплинарных экспортно-ориентированных образовательных программ высшего образования и их отдельных дисциплин по приоритетным специальностям и направлениям подготовки высшего образования. Такие специальности и направления определены в Приказе Министерства образования и науки РФ [2], и к ним, в том числе относится и укрупненная группа направлений подготовки 10.00.00 Информационная безопасность.

Для решения поставленной федеральным проектом задачи по повышению конкурентоспособности профессионального образования проведено изучение опыта ведущих мировых образовательных организаций. В рамках данного вопроса изучены существующие решения по повышению качества реализуемых образовательных программ высшего образования в РФ и зарубежом: выполнен обзор образовательных программ, их особенностей и форматов реализации,  обзор решений по повышению эффективности привлечения научно-педагогических работников к разработке новых программ высшего образования и их отдельных дисциплин и обзор основных моделей достижения данной цели образовательными организациями.

На основании положений рассмотренного федерального проекта и проведенного исследования мирового опыта сформулированы следующие принципы разработки и реализации передовых ООП ВО, в соответствии с которыми передовая образовательная программа высшего образования должна:

  • быть разработана и реализована совместно с образовательной организацией, входящей в топ-200 предметных глобальных рейтингов, с целью перенимания опыта, имеющегося у ее высококвалифицированных научно-педагогических работников;
  • быть разработана, реализована и тиражирована научно-педагогическими работниками и работниками административно-управленческого состава, прошедшими повышение квалификации и стажировку в организации, входящей в топ-200 предметных глобальных рейтингов;
  • быть образовательной программой высшего образования, иметь междисциплинарный характер, соответствовать действующему федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ВО), в том числе обеспечивать компетентностно-ориентированный подход;
  • предусматривать формирование компетенций в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы;
  • учитывать результаты передовых научных исследований и разработок;
  • быть разработана и реализована совместно с работниками организаций из реального сектора экономики, быть востребованной в реальном секторе экономики и включать возможности прохождения практики, предусмотренной передовой образовательной программой, в организациях реального сектора экономики, а также быть реализуемой в условиях предварительно заключенных договоров о намерениях с такими организациями о прохождении стажировок и трудоустройстве студентов, завершивших обучение по передовой образовательной программе;
  • включать дисциплину (модуль), реализуемую с использованием современных технологий образования, – онлайн-курса, размещенного на одной из 39 российских образовательных платформ, интегрированных с государственной информационной системой «Современная цифровая образовательная среда»;
  • включать экспортно-ориентированную дисциплину (модуль), реализуемую с использованием современных технологий образования, – массового открытого онлайн-курса (МООК) на иностранном языке, размещенного на одной из международных образовательных онлайн-платформ;
  • обеспечивать возможность ее тиражирования в российских образовательных организациях высшего образования, в том числе с использованием механизмов сетевой формы реализации образовательных программ, с целью передачи (распространения) образовательного контента.

Реализация принципов в передовой ООП ВО по направлению «информационная безопасность»

Перечисленные принципы положены в основу разработанной ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УРФУ) совместно с ФГАОУ ВО «Московский Физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (МФТИ) и планируемой в ближайшее время к реализации передовой образовательной программы высшего образования «Защита информации в информационных системах персональных данных (ИСПДн), государственных информационных системах (ГИС) и значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ)» по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность, уровень подготовки – магистратура.

МФТИ входит в топ-200 предметных глобальных рейтингов. При разработке ООП ВО, в том числе использовался опыт, имеющийся у его высококвалифицированных научно-педагогических работников. Помимо этого перед началом разработки ООП ВО с целью обновления профессиональных знаний и компетенций научно-педагогических работников УрФУ проведено повышение их квалификации в МФТИ по программе «Защита информации в ИСПДн, ГИС и значимых объектах КИИ».

Программа разработана на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (уровень магистратуры), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ [3], в том числе с учетом обеспечения компетентностно-ориентированного подхода.

Целью реализации данной программы является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по информационной безопасности применительно к информационным системам персональных данных, государственным информационным системам и значимым объектам критической информационной инфраструктуры.

В учебном плане ООП ВО представлены дисциплины базовой и вариативной части. По каждой дисциплине и практикам определены компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения образовательной программы: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Общая совокупность компетенций расширена с учетом профиля подготовки за счет дополнительных профессиональных компетенций в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы. Тем самым реализован компетентностно-ориентированный подход к формированию основной образовательной программы.

В программе рассматриваются актуальные в настоящее время в Российской Федерации вопросы, разбираемые в дисциплинах «Правовые аспекты информационной безопасности ИСПДн, ГИС и значимых объектов КИИ», «Методы и средства защиты информации в ИСПДн, ГИС и значимых объектов КИИ», «Криптографические методы и средства защиты в ИСПДн, ГИС и значимых объектов КИИ», «Меры и средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) в ИСПДн, ГИС и значимых объектах КИИ», «Организация защищенных сетевых коммуникаций в ИСПДн, ГИС и на объектах КИИ» и т.д. В результате прохождения программы студенты приобретают знания, умения и навыки в области обеспечения безопасности ИСПДн, ГИС и значимых объектов КИИ. В том числе студенты получают навыки установки, настройки и администрирования различных современных широко применяемых в различных организациях страны программно-аппаратных комплексов защиты информации одного из ведущих российских производителей – компании «ОКБ САПР».

В процессе разработки программы МФТИ проведен еще один курс повышения квалификации научно-педагогических работников УрФУ по программе «Защита персональных данных», соответствующей профилю ООП ВО. Данное повышение квалификации проводилось с целью получения сотрудниками УрФУ компетенций, в том числе необходимых для высокопрофессионального преподавания дисциплин, рассматривающих внедренные в процесс обучения программно-аппаратные комплексы защиты информации.

Также важное место в ООП ВО занимают модули, связанные с подготовкой специалистов по линии государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), такие как «Организация и функционирование центров мониторинга Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак» и «Обнаружение и предупреждение компьютерных атак на объектах критической информационной инфраструктуры». Формируемые при изучении дисциплин этих модулей компетенции, знания, умения и навыки позволяют подготовить специалистов, необходимых для функционирования ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА на информационные ресурсы Российской Федерации.  Специалисты такой направленности являются особенно востребованными соответствующими организациями после вступления в действие ФЗ-187 о безопасности критической информационной инфраструктуры [4]. При проведении анализа актуальных потребностей рынка  выявлена заинтересованность ряда организаций региона расположения УрФУ в таких специалистах, т. е. программа является востребованной в реальном секторе экономики.  

Помимо этого определен социальный партнер программы из реального сектора экономики – организация-работодатель, основная деятельность которой связана с защитой информации. Таким партнером стал ООО «Уральский центр систем безопасности» (УЦСБ). Экспертная группа партнера согласовала характеристики профессиональной деятельности выпускников по разработанной образовательной программе, в том числе область, объекты, виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции, тем самым подтвердив заинтересованность в ее выпускниках. Взаимодействие с УЦСБ включает возможность прохождения студентами практики, предусмотренной передовой образовательной программой, а также имеются предварительно заключенные договора о намерениях по прохождению стажировок и трудоустройстве студентов, завершивших обучение по передовой образовательной программе.

Программа предусматривает использование таких современных технологий, как  онлайн-обучение. В связи с этим одну из ее дисциплин – «Меры и средства защиты информации от несанкционированного доступа»  – реализуют с использованием онлан-курса, разработанного МФТИ и размещенного на российской образовательной платформе «Национальная платформа открытого образования»[1]. Также программа включает экспортно-ориентированную дисциплину – «Основы научного исследования»,  реализуемую с использованием разработанного МФТИ массового открытого онлайн-курса (МООК) на иностранном языке, размещенного на  международной образовательной онлайн-платформе Coursera, с возможностью прохождения данного МООК иностранными слушателями.

При этом работники УрФУ прошли повышение квалификации по программе «Разработка заданий в МООК». Данное повышение квалификации позволит осуществлять дальнейшую содержательную поддержку онлайн-курсов и их внедрение в рамках реализации ООП ВО, а также – выполнять их тиражирование в другие образовательные организации.

В результате освоения дисциплин при помощи онлайн-кусров студенты освоят не только предусматриваемые ими компетенции, но и – дополнительную компетенцию, в соответствии с которой они будут уметь использовать и владеть навыками использования современных технологии для самостоятельного приобретения знаний.

Рабочие программы модулей, дисциплин и фонды оценочных средств составлены с учетом обеспечения возможности тиражирования разработанной образовательной программы в российских образовательных организациях высшего образования, в том числе с использованием механизмов сетевой формы реализации образовательных программ. Такая форма, как известно, является одной из наиболее востребованных и эффективных мер повышения конкурентоспособности образовательных организаций. Предполагается поэтапное тиражирование дисциплин ООП ВО в нескольких российских образовательных организациях высшего образования.

Заключение

Приведены принципы разработки и реализации передовой ООП ВО по приоритетным направлениям подготовки высшего образования с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов. Рассмотрена реализация данных принципов в передовой основной образовательной программе высшего образования по приоритетному направлению подготовки «информационная безопасность».  Дальнейшее применение описанного подхода к большинству реализуемых в образовательных организациях программам позволит готовить высококвалифицированных востребованных на рынке труда специалистов, в том числе в области защиты информации. А это, в свою очередь, должно постепенно вывести российское высшее образование на новый конкурентоспособный уровень.   

Литература

  1. Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/molodye-professionaly-povysenie-konkurentosposobnosti-professionalnogo-obrazovania (дата обращения: 03.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.2016 № 1513 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (уровень магистратуры)».
  4. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

[1] https://openedu.ru/  –  онлайн-платформа, интегрированная с государственной информационной системой «Современная цифровая образовательная среда»

Авторы: Каннер(Борисова) Т. М.

Дата публикации: 14.10.2020

Издательство: Вопросы защиты информации. М., 2020. № 3. С. 29-33.


Scientia potestas est
Кнопка связи