Доклады, выступления, видео и электронные публикации
Особенности преподавания программ по технической защите информации в МФТИ совместно с ОКБ САПР
МФТИ, ЗАО «ОКБ САПР»
В настоящее время Московский физико-технический институт (МФТИ) реализуют курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по многим направлениям. Что касается тематики семинара, то МФТИ реализует ряд курсов по технической защите информации (ТЗИ) и информационной безопасности (ИБ) совместно с компанией «ОКБ САПР» (ведущим разработчиком СЗИ). Совместно разработано несколько программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, соответствующие одноименными примерными программами ФСТЭК России:
- «Техническая защита информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну» (706 ак.ч.).
- «Информационная безопасность. Техническая защита конфиденциальной информации» (470 ак.ч.).
- «Техническая защита информации. Организация защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну» (216 ак.ч.).
- «Программа повышения квалификации специалистов, работающих в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры» (216 ак.ч.).
- «Техническая защита информации. Способы и средства защиты информации от несанкционированного доступа» (108 ак.ч.) – на заключительном этапе согласования со ФСТЭК.
- «Техническая защита информации. Сертификация средств защиты информации по требованиям безопасности информации» (216 ак.ч.).
Также МФТИ совместно с «ОКБ САПР» реализует ряд программ по ИБ, согласованные в установленном порядке и авторские программы по администрированию и применению СЗИ производства «ОКБ САПР».
Программы реализуются преимущественно в очно-заочной форме обучения. Для программ по повышению квалификации также возможно обучение в очной форме.
При очно-заочном обучении дистанционное обучение совмещается с очными сессиями. Дистанционное обучение представляет собой обучение посредством сети Интернет с применением дистанционных образовательных технологий c использованием закрытых защищенных:
- системы дистанционного обучения (СДО), реализованной на базе Moodle;
- вебинарной комнаты на базе Mirapolis Virtual Room.
Слушатели получают доступ к СДО и вебинарной комнате только после зачисления на курс, а для входа – используют логин и пароль, после завершения обучения – доступ к ним закрывается.
Взаимодействие со слушателями по теоретическим вопросам курса (лекции, занятия в режиме круглого стола) осуществляется дистанционно с помощью СДО и вебинарной комнаты. Как правило, при проведении обучения лекции чередуются с занятиями в режиме круглого стола – в конце каждой лекции преподаватель выдает самостоятельные задания (изучить литературу/написать небольшой реферат на одну из тем лекций или вообще на незатронутую на лекции тему/решить какую-то задачу/выполнить какие-либо практические действия), а на занятиях в режиме круглого стола проверяет выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, обсуждает ошибки, особенности, правильное решение и тому подобное.
Важно отметить, что как при дистанционном взаимодействии во время лекций и занятий в режиме круглого стола возможности взаимодействия слушателя и преподавателя достаточно хорошо приближены к очной форме, так как при использовании вебинарной комнаты слушатели видят преподавателя, использующего веб-камеру, на своих экранах, слышат – через гарнитуру, могут задавать вопросы как голосом (при наличии аналогичной гарнитуры), так и письменно в специально предназначенном для этого в вебинароной комнате он-лайн чате. Для проведения занятий преподаватели могут использовать:
- презентации;
- электронную доску (писать маркером на белом электронном листе, аналогично тому, как это можно сделать в графическом редакторе рисунков);
- белый лист бумаги с дополнительной веб-камерой, транслирующей в реальном времени то, что пишет преподаватель на этом листе при помощи обычной ручки или карандаша (как замена магнитно-маркерной доски);
- предоставление слушателям общего доступа к компьютеру преподавателя («расшаривание» рабочего стола) для демонстрации происходящего на его экране.
Материально-техническое обеспечение, используемое для проведения лекций и круглых столов при дистанционном обучении представляет собой автоматизированное рабочее место преподавателя в составе:
- ПЭВМ (с установленной операционной системой (ОС), офисными программами, антивирусной программой, доступом в интернет);
- Веб-камера;
- Гарнитура.
При этом слушателям достаточно иметь только ПЭВМ (с установленной ОС, антивирусной программой, доступом в интернет) и наушники/колонки для того, чтобы слышать голос преподавателя. При необходимости обращения к преподавателю слушатели могут использовать чат. Данный чат доступен преподавателю в он-лайн режиме в процессе ведения лекций или круглого стола. При необходимости голосового общения с преподавателем слушатели могут использовать гарнитуру и веб-камеру (при желании).
Взаимодействие со слушателями курса по практическим вопросам курса (семинары, практические занятия, лабораторные работы) осуществляется в виде очных аудиторных занятий. Аудиторные занятия проходят в рамках одной или нескольких очных сессий (в зависимости от длительности программы), которые, как правило, назначаются на длинные выходные, выпадающие на праздничные дни (например, на новогодние каникулы или праздники в феврале, марте или мае). На таких занятиях преподаватель, в том числе демонстрирует рассматриваемые в рамках курса средства защиты информации (СЗИ) на практике и предоставляет возможность поработать с ними самостоятельно, отвечает на возникшие вопросы и помогает решить поставленные задачи.
При проведении практических занятий и лабораторных работ используется следующее материально-техническое обеспечение (на примере программ «Организация защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну» (ОЗИ ОД) и «Программа повышения квалификации специалистов, работающих в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры» (КИИ)):
- Автоматизированное рабочее место преподавателя в составе:
- ПЭВМ (с установленной ОС, офисными программами, антивирусной программой, доступом в локальную вычислительную сеть (ЛВС)).
- Проектор.
- Средство виртуализации OracleVirtualBox.
- Программно-аппаратные комплексы (ПАК) производства ОКБ САПР:
- Программа ОЗИ ОД – СЗИ НСД «Аккорд-АМДЗ», ПАК СЗИ НСД «Аккорд-Win64», ПАК СЗИ НСД «Аккорд-Win64» TSE, ПО Сервера централизованного управления СУЦУ, ПО «Аккорд-В.».
- Программа КИИ – микрокомпьютер «m-TrusT» (средство для построения защищенной сетевой коммуникации между элементами КИИ), интерфейсные платы для подключения «m-TrusT» к различным подконтрольным объектам (ПКО) и каналообразующей аппаратуре различных типов.
- Виртуальные машины для эмуляции серверных составляющих, взаимодействующих с ПАК производства «ОКБ САПР».
- Автоматизированное рабочее место обучающегося (в расчете – одно рабочее место на одного обучающегося) в составе:
- ПЭВМ (с установленной ОС, офисными программами, антивирусной программой, доступом в ЛВС).
- Программно-аппаратные комплексы (ПАК) производства ОКБ САПР:
- Программа ОЗИ ОД – СЗИ НСД «Аккорд-АМДЗ», ПАК СЗИ НСД «Аккорд-Win64».
- Программа КИИ – микрокомпьютер «m-TrusT», интерфейсная плата для подключения «m-TrusT».
Для остальных приведенных в начале доклада программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на практических и лабораторных занятиях для обучения слушателей используются также продукты компании «ОКБ САПР».
В каждой из программ, помимо базовых предусмотрены, дополнительные специализированные модули. Наличие таких модулей дает возможность слушателям в результате освоения программ приобрести новые компетенции, связанные с применением продуктов компании «ОКБ САПР» (семейства «Аккорд», микрокомпьютеров «m-TrusT» и др.) Такие компетенции являются дополнительными к базовым, определенным в одноименных примерных программах.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на программу повышения квалификации специалистов, работающих в области обеспечения значимых объектов КИИ, так как в настоящий момент это является очень актуальным направлением. Программа состоит из трех базовых и четвертого специализированного модуля «Организация защищенной сетевой коммуникации между элементами КИИ с применением микрокомпьютеров «m-Trust» производства ОКБ САПР». На практичестких занятиях в данной программе демонстрируются и разбираются примеры использования МК «m-TrusT» для защиты сетевого взаимодействия объектов КИИ различных видов: стационарных, мобильных, подвижных объектов.
По завершению занятий проводится итоговая аттестация слушателей, состоящая из экзамена в виде тестирования и защиты квалификационной работы (только для программ профессиональной переподготовки). Тестирование проводится в электронном виде через систему СДО, и выглядит следующим образом:
- слушатель в назначенное время получает доступ к тесту на определенный промежуток времени, например, на 2 часа;
- слушатель проходит тест;
- система автоматически подсчитывает правильные и неправильные ответы и выдает оценку;
- система показывает слушателю, где он дал неверные ответы и демонстрирует правильный;
- если слушатель не успел завершить тестирование по истечению определенного промежутка времени (2 часа), то тестирование завершается и неотвеченные вопросы засчитываются как выполненные неверно.
В случае успешного прохождения итогового тестирования при повышении квалификации слушатели получают удостоверение МФТИ о повышении квалификации установленного образца. При профессиональной переподготовке помимо тестирования необходимо также защитить квалификационную работу. При успешном прохождении обоих этапов слушатели получают диплом МФТИ о переподготовке установленного образца. Если у слушателя нет образования, требуемого для зачисления на курс, то выдается справка о прохождении курса.
Преподавательский состав курсов повышения квалификации и переподготовки, в основном, состоит из преподавателей МФТИ и сотрудников «ОКБ САПР», имеющих огромный практический опыт разработки, настройки, администрирования, применения и внедрения программно-аппаратных СЗИ, производимых компанией. К таким сотрудникам относятся начальники отделов программирования, инновационных разработок, ведущие специалисты по разработке СЗИ и др. Все из перечисленных сотрудников, помимо ежедневного практического опыта использования СЗИ, имеют высшее образование по специальности в области информационной безопасности, а также достаточный опыт преподавания.
Так как ТЗИ новая область среди наших курсов, то мы приглашаем преподавателей к сотрудничеству.
Автор: Каннер(Борисова) Т. М.
Дата публикации: 01.01.2019
Обратная связь
Отправьте нам сообщение или закажите обратный звонок.