Доклады, выступления, видео и электронные публикации

Разработка передовой образовательной программы высшего образования по направлению информационная безопасность с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов

В настоящее время в образовательных организациях высшего образования реализуется большое количество различных основных образовательных программ высшего образования. Однако очень часто эти программы не соответствуют современному уровню развития предметной области. Особенно ярко это выражено в стремительно развивающейся области защиты информации.

Недостатки таких программ следующие:

  • программы направлены на теоретическое освоение материала;
  • для практических и лабораторных работ используются устаревшие средства защиты информации, зачастую уже давно не применяемые в реальных системах. Это связано с отсутствием в организациях высшего образования современного оборудования, что, в свою очередь, в том числе связано с отсутствием взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики;
  • обучение проводится без использования современных технологий (таких как онлайн-курсы и системы дистанционного обучения).

И как следствие из всего сказанного – выпускники обладают компетенциями,  не соответствующими далеко ушедшей вперед профессиональной деятельности, и по завершению обучения остаются невостребованными на рынке труда.

Рассмотрим подход, позволяющий устранить описанные недостатки в существующих программах высшего образования. Данный подход основан на стратегиях развития системы высшего образования Российской Федерации с учетом задач, сформированных Национальным проектом «Образование», в рамках достижения результата федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [1].

Для решения поставленных данным проектом задач проведено изучение опыта ведущих мировых образовательных организаций. И на основании этого сформулированы принципы разработки и реализации передовых программ, в соответствии с которыми передовая образовательная программа высшего образования должна:

  • разрабатываться и реализовываться совместно с образовательной организацией, входящей в топ-200 предметных глобальных рейтингов;
  • работники, участвующие в разработке и реализации программы, должны пройти повышение квалификации в организации топ-200;
  • иметь междисциплинарный характер, соответствовать действующему федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ВО), в том числе обеспечивать компетентностно-ориентированный подход;
  • предусматривать формирование компетенций в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы;
  • учитывать результаты передовых научных исследований и разработок;
  • разрабатываться и реализовываться совместно с работниками организаций из реального сектора экономики, быть востребованной в реальном секторе экономики и включать возможности прохождения практики, предусмотренной передовой образовательной программой, в организациях реального сектора экономики, а также быть реализуемой в условиях предварительно заключенных договоров о намерениях с такими организациями о прохождении стажировок и трудоустройстве студентов, завершивших обучение по передовой образовательной программе;
  • обеспечивать возможность ее тиражирования в российских образовательных организациях высшего образования, в том числе с использованием механизмов сетевой формы реализации образовательных программ, с целью передачи (распространения) образовательного контента;
  • включать дисциплину (модуль), реализуемую с использованием современных технологий образования – онлайн-курса, размещенного на одной из 39 российских образовательных платформ, интегрированных с государственной информационной системой «Современная цифровая образовательная среда»;
  • включать экспортно-ориентированную дисциплину (модуль), реализуемую с использованием современных технологий образования – массового открытого онлайн-курса (МООК) на иностранном языке, размещенного на одной из международных образовательных онлайн-платформ.

Описанный подход положен в основу разработанной ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УРФУ) совместно с ФГАОУ ВО «Московский Физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (МФТИ) и планируемой в ближайшее время к реализации передовой образовательной программы высшего образования «Защита информации в информационных системах персональных данных, государственных информационных системах и значимых объектах критической информационной инфраструктуры» по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность, уровень подготовки – магистратура.

МФТИ входит в топ-200 предметных глобальных рейтингов, и при разработке программы, в том числе использовался опыт, имеющийся у его высококвалифицированных научно-педагогических работников. Помимо этого перед началом разработки программы с целью обновления профессиональных знаний и компетенций научно-педагогических работников УрФУ проведено повышение их квалификации по одноименной программе.

Программа разработана на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (уровень магистратуры), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ [2], в том числе с учетом обеспечения компетентностно-ориентированного подхода.

Целью реализации данной программы является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по информационной безопасности применительно к информационным системам персональных данных, государственным информационным системам и значимым объектам критической информационной инфраструктуры.

В учебном плане программы представлены дисциплины базовой и вариативной части. По каждой дисциплине и практикам определены компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения образовательной программы. Общая совокупность компетенций расширена с учетом профиля подготовки за счет дополнительных профессиональных компетенций в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы.

В программе рассматриваются актуальные в настоящее время в Российской Федерации вопросы, разбираемые в дисциплинах: «Правовые аспекты информационной безопасности», «Меры и средства защиты информации от несанкционированного доступа» и т.д. Студенты получают навыки установки, настройки и администрирования различных современных широко применяемых в различных организациях страны программно-аппаратных комплексов защиты информации одного из ведущих российских производителей – компании «ОКБ САПР».

В процессе разработки программы МФТИ проведено еще одно повышение квалификации научно-педагогических работников УрФУ, необходимое для преподавания данных дисциплин.

Также важное место в программе занимают модули, связанные с подготовкой специалистов по линии ГосСОПКА. При проведении анализа актуальных потребностей рынка выявлена заинтересованность ряда организаций региона расположения УрФУ в таких специалистах, то есть программа является востребованной в реальном секторе экономики.  

Помимо этого определен социальный партнер программы из реального сектора экономики – орагнизация-работодатель, основная деятельность которой связана с защитой информации. Таким партнером стало ООО «Уральский центр систем безопасности». Экспертная группа партнера согласовала характеристики профессиональной деятельности выпускников по разработанной образовательной программе. Взаимодействие с УЦСБ включает возможность прохождения студентами практики предусмотренной программой, а также имеются предварительно заключенные договора о намерениях о прохождении стажировок и трудоустройстве выпускников программы.

Программа предусматривает использование таких современных технологий, как  онлайн-обучение. В связи с этим одна из ее дисциплин – «Меры и средства защиты информации от несанкционированного доступа» реализуется с использованием онлайн-курса, разработанного МФТИ совместно с ОКБ САПР и размещенного на российской образовательной платформе «Национальная платформа открытого образования». Также Программа включает экспортно-ориентированную дисциплину – «Основы научного исследования»,  реализуемую с использованием разработанного МФТИ массового открытого онлайн-курса на иностранном языке, размещенного на международной образовательной онлайн-платформе Coursera.

При этом работники УрФУ прошли повышение квалификации, которое позволит осуществлять дальнейшую содержательную поддержку этих онлайн-курсов и их внедрение в рамках реализации программы.

Рабочие программы модулей, дисциплин и фонды оценочных средств составлены с учетом обеспечения возможности тиражирования разработанной образовательной программы в российских образовательных организациях высшего образования, в том числе с использованием механизмов сетевой формы реализации образовательных программ.

Таким образом,  рассмотренная программа по направлению информационная безопасность разработана и реализуется с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов.  Дальнейшее распространение описанного подхода к большинству реализуемых в образовательных организациях программ позволит готовить большое количество высококвалифицированных востребованных на рынке труда специалистов, в том числе в области защиты информации.

Список литературы

  1. Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». URL: https://futurerussia.gov.ru/molodye-professionaly-povysenie-konkurentosposobnosti-professionalnogo-obrazovania (дата обращения: 14.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1513 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (уровень магистратуры)». URL: https://base.garant.ru/71571182/ (дата обращения: 14.09.2020).

Авторы: Каннер(Борисова) Т. М.

Дата публикации: 05.10.2020

Издательство: 13-15 сентября 2020 года, Московская область


Scientia potestas est
Кнопка связи