Доклады, выступления, видео и электронные публикации

Интервью с выпускниками кафедры защиты информации Михаила Пахомова и Натальи Пахомовой (Ивановой)

Интервью с выпускниками кафедры защиты информации ФРКТ МФТИ Михаилом Вадимовичем Пахомовым и Натальей Владимировной Пахомовой (Ивановой)

Беседовала С. В. Конявская-Счастная 10.01.2025

Итак, в этом сете у нас выпускники двух разных лет, очень хороших групп, оставивших у нас очень хорошие воспоминания. Расспросим сегодня их о том, что они могут рассказать нашим будущим студентам о нашей кафедре. Ребята, во-первых, о чем были ваши дипломы?

Наталья: Мой диплом был про сбор окуломоторных данных с помощью смартфона на базе IOS. Это все было частью большой работы на кафедре. И вместе со мной в этом направлении работали другие студенты тоже, что делало работу более интересной, потому что мы с разных сторон рассматривали эту задачу. Простыми словами, задача приводилась к идентификации человека по движению глаз.

Наташа, я думаю, для Вас не будет сюрпризом, что и до сих пор, конечно, работы в этом направлении продолжаются, и студенты ориентируются – нынешние наши дипломники – ориентируются как на эталон на Ваш диплом.

Наталья: Приятно.

Миша, а ваш диплом о чем был?

Михаил: Да, я не так прозаично расскажу. Мой диплом был про анализ средств доверенной загрузки уровня BIOS. В целом, интересная работа на тот момент была для меня, потому что я никогда не погружался на такой низкий уровень программного обеспечения, так скажем.

Ваш диплом был про условия эквивалентности, да?

Михаил: Да, условия эквивалентности.

Условия эквивалентности СДЗ уровня BIOS и СДЗ уровня плат расширения.

Михаил: Да, да.

Это замечательный диплом, и я лично до сих пор его использую тоже как эталонный на своем курсе «Основы научного исследования». Исследование эквивалентности, условия эквивалентности — это очень красивая научная задача, на примере которой мои нынешние студенты хорошо понимают, что в защите информации есть кое-что, кроме инженерии. Это очень здорово, потому что в юном возрасте это не совсем очевидно.

Скажите, а что вы помните вообще про ваше обучение, вот спустя годы, спустя вращение совершенно в других коллективах, с другими людьми, что вспоминается?

Михаил: Можно шуткой ответить небольшой, таким сарказмом? Помню, как приезжали на кафедру и вот ждали эти 15 минут, и ждали, что Владимиров опоздает и занятие будет отменено, потому что он про нас забыл или что-нибудь такое. Вот это помнится очень хорошо. Но если серьезно, то, наверное, сложность. В целом, МФТИ — это очень сложный ВУЗ, и надо быть весьма работоспособным, эффективным всегда.

Не забывать ни на момент об учёбе, потому что, мы все знаем, вылетает больше половины. На примере моей группы это явно работает. Шесть из одиннадцати человек вылетело.

Всегда мы виноваты были?

Михаил: Скорее, нет. Как мне кажется, это скорее качества человека влияли. То есть если ты сам готов, если ты сам хочешь дойти до конца, то в целом не будет препятствий, ты сможешь это спокойно сделать. Более того, как большинство из моей группы, мы участвовали в каких-то дополнительных проектах, на техно-трек ходили в МФТИ, то есть какие-то дополнительные направления, где ты можешь факультативно позаниматься и так далее, и ты можешь успеть и то, и то, но – если ты этого хочешь.

А вы оба жили в общежитии?

Наталья и Михаил: Да, мы оба жили в общежитии.

Михаил: Мне кажется, это очень важный этап. Многие жили, на моей памяти, те, кто жили не в общежитии, они как раз вылетели.

Вот я как раз хотела об этом спросить. А были у вас в группах люди, которые были не в общежитии? Я тоже слышала эту формулу, что кто живет не в общежитии, а дома, скорее всего, вылетит. А вот ваша практика это подтверждает или вы это как миф знаете?

Наталья: Скорее подтверждает, потому что вот из моей группы одна девочка жила не в общежитии ну до какого-то момента. Мне кажется, ей стало сложнее оставаться на связи с группой, а это оказалось очень важно. Вообще уметь выстраивать коммуникацию не только с учителями и преподавателями, но еще и со своими собратьями, со своими студентами — это оказалось очень важным, в общем.

Какие же преподаватели вам запомнились и чем?

Михаил: Тут у нас будет одинаковый ответ.

Наталья: Мы думали об этом раздельно, но потом… запомнилась очень сильно, конечно, Надежда Викторовна Мозолина. Мне она запомнилась, потому что она с какого-то момента стала моим научным руководителем и еще и руководителем уже на работе, когда я устроилась на кафедру работать. С ней было очень приятно выстраивать коммуникацию с точки зрения, что у нее всегда все было очень по полочкам, все очень четко, все вовремя, слажено. Вот потом по жизни я нечасто сталкивалась с такими людьми, у которых все настолько выверено.

Да, Надежда Викторовна, конечно, уникальный человек.

Наталья: И не только с точки зрения организации. Она очень умная, и это не просто на словах, она вела у нас очень классный курс по математическим основам криптографии, где каждая лекция была прям от и до очень четко понятна, каждый переход структурирован максимально.

Один из самых приятных курсов, в общем, да.

Михаил: Я про Надежду Викторовну добавлю, что я сам сейчас в некотором виде в менеджменте и пытаюсь учиться учить своей профессии в том числе, и изучаю, как это можно делать наиболее эффективно, и вот у Надежды Викторовны был вот этот скилл: она все интегрировала в учебу, то есть у нее была как и подача знаний очень эффективная, так она могла и разрабатывать какие-то умения благодаря очень классным практическим задачам.

Это не у всех есть преподавателей, не всем дано, не знаю, ну вот как-то так, и плюс она давала очень классные задачи на получение опыта, то есть она давала реальные практические кейсы, разработку, я помню, мы делали, и это все проходило сквозным путем среди ее курсов, и благодаря этому ее знания, ну, они до сих пор закреплены в голове, и до сих пор есть, и ими можно пользоваться до сих пор сейчас.

Ну и вы начали учить?

Михаил: А, учить в плане своей профессии, да, у меня стажер, у меня еще двое подчиненных, и я их ввожу в курс дела, ну, то есть стажера буквально надо обучать, потому что это моя обязанность в некотором виде как руководителя там, тимлида, и поэтому, да, я обучаю, я сам учусь обучать, но пока только начинаю.

Получается?

Михаил: Мне кажется, получается.

А нравится?

Михаил: Очень нравится.

Расскажите, пожалуйста, какие вы можете сформулировать особенности обучения, которые студентам стоит учитывать, выбирая нашу кафедру? Чтобы вот избежать... Теперь, когда это будет бакалавриат, им будет проще переводиться и менять свое решение, но вместе с тем, чтобы избежать какого-то разочарования, что им следует учитывать?

Наталья: Сама учеба на кафедре, мне кажется, что когда я, по крайней мере, выбирала именно компьютерную безопасность, я руководствовалась тем, что мне не очень сильно хотелось заниматься углубленно физикой. Я хотела от этого отойти ближе к информационным технологиям. Ну и плюс мне на первом курсе не очень было понятно, чем заняться, так что я подумала, что звучит это хорошо, и я попробую заниматься именно этим.

Уже постфактум я все еще думаю, что, если интересно заниматься программированием, работой с компьютерными системами, это хороший выбор. Ну и сейчас еще сама область стала очень востребованной и вряд ли она перестанет таковой быть лет 10 ближайшее.

Миш, Вы что-нибудь можете сказать по этому поводу?

Михаил: Не знаю, вот пришла мысль, если именно про особенности говорить, то, опять же, не знаю, как у вас будет в будущем, но при нашем потоке, когда было основное направление – это прикладная математика и вот мы, компьютерная безопасность, вы одна отдельная группа, у которой пары совсем другие, чем у основного потока, и из-за этих реалий вы вынуждены быть в своей группе, объединяться до безумия в некотором виде, потому что если тем, им легко сгруппироваться, найти кучки, найти своих, выбрать какие-то направления, то вы своим потоком идете.

Постоянно объединена группа, и у нас было множество задач, которые были именно, ну, как командные. То есть это, кстати, не знаю, некоторая особенность, наверное, потому что, ну, возможно, именно наша группа, у нас маленькая группа была – пять человек – под конец осталось. И многие задания, в том числе Владимиров которые давал, они были прям объединяющие, то есть мы вместе делаем проект.

Вот такое начало зарождения вот такого участия в командной работе. Про какую-то другую особенность, наверное, кафедры… Наверное, то, что надо быть готовым – и это хорошо – делать научные работы, активно участвовать в этом научном сообществе, публиковаться. Это дает выгоду. Это тяжело поймать в самом начале, тяжело понять и осознать важность этого, но, как мне кажется сейчас, мне это дало множество преимуществ, потому что – некоторое красноречие получилось, получилось убеждать людей, что ли. Когда ты связываешь эту логику… то есть на всех других кафедрах этого нет, я слышал от других людей, это и плюс для них, плюс и минус, потому что, возможно, легче доучиться до конца (МФТИ –  это сложный ВУЗ, помним) но с другой стороны, если Вы сможете это преодолеть, то Вы будете отличный кадр для многих, Вы научитесь мыслить, Вы научитесь очень гибко мыслить.

Могу обратить внимание, что именно эту характеристику отмечают и те наши выпускники, которые до сих пор о нас вспоминают с содроганием и могут сказать только о своих сожалениях о том, что на их долю выпало закончить именно нашу кафедру. Именно этот же фактор ими отмечается как такой вот очень существенным образом отличающий наше обучение. Но вот теперь мы можем видеть, и это очень приятно видеть, что для некоторых это оказалось и плюсом.

Наташа, какие-то новые мысли появились по этому вопросу?

Наталья: Да, действительно, я тоже подумала еще до того, как Миша об этом упомянул, что здорово, что на кафедре, я тоже не слышала от ребят, с которыми я дружила и общалась, не слышала, что у них есть возможности одновременно себя попробовать проявить в какой-то прикладной области, заняться программированием, войти в карьеру таким образом, продолжить свой путь и одновременно еще и заняться исследовательской работой.

А на кафедре такая возможность была. Мне, правда, кажется, что я тоже об этом совсем не думала, когда поступала, не знала, но вот по факту тоже вижу много преимуществ.

Ну у вас обоих это здорово получалось, но удивительно, что у вас об этом хорошие воспоминания, а у кого-то, у кого получалось хуже, конечно, воспоминания другие. Ну хорошо, вы оба работали с нами в ОКБ. Для меня, конечно, незаживающая рана те, кто от нас уходит, потому что я люблю вас, и пока вы мои студенты, и пока вы с нами работаете. Я очень расстраиваюсь, до сих пор расстраиваюсь, конечно.

Но поговорим не о моих чувствах, а о ваших. Что вы вспоминаете о работе у нас?

Михаил: Мне начать? Ну будем честны, это был мой первый рабочий опыт, я помню страх. Я помню страх, как я прихожу на рабочее место и вот это непонимание, что-где-как… сложно, сложно и страшно. В институт поступать было попроще. То есть как-то, когда на работе не было, возможно, некоторый минус, своего, что ли, приветливого комьюнити.

Вот я хочу слово «приветливый» как-то подчеркнуть немножко. То есть оно, с одной стороны, готово тебя интегрировать, и ты можешь идти, и есть люди, которые способствуют этому. Но само по себе сложно встроиться. Еще раз, возможно, это из-за того, что это был первый мой опыт рабочий, я не знаю.

Но вот это я помню чувство страха я помню, вот это первые дни.

И оно прям не отпустило?

Михаил: И оно не отпустило. Оно вот в голове где-то засело, я помню, что вот первый день, первая неделя, но страшно, страшно, ты не знаешь, что делать, не знаешь куда себя приложить, ручки сводит и не знаешь куда пойти на обед.

Да, это наш косяк, безусловно, мы постараемся быть более приветливыми. Наташа, с вами мы тоже были недостаточно приветливы?

Наталья: Я такого не могу сказать. Для меня работа на кафедре не была первым опытом, одновременно к счастью и к сожалению, наверное, потому, что на первую работу я устроилась после учебы в технотреке, это образовательная программа, которая была на физтехе по фронт-энду, бэк-энду. И вот я устроилась фронтендером в Яндекс, когда работала там на стажировке, и это длилось полгода.

По окончанию этого времени я решила, что мне нужно стать ближе к моей кафедре для того, чтобы написать диплом, и быть ближе к своей специальности вообще. И самый логичный способ, как это сделать, для меня, показалось, устроиться на базовую кафедру. Я немного переживала, потому что фронт-энд, которым я занималась, и спектр возможностей на базовой кафедре, мне казалось, они очень плохо стыкуются. Не знаю, как это сейчас, тогда, наверное, так и было. Но мне не пришлось серьезно как-то вникать в новые темы, в новые темы программирования, у меня довольно легко получилось устроиться на базовую кафедру. Плюс, что от меня не требовали каких-то глубоких, высоких уже достижений, знаний, то есть меня доучили уже на рабочем месте.

Вот, но, конечно же, работа в Яндексе и работа на базовой кафедре, она отличалась по разным причинам. То есть офисы очень разные, я немного была избалована, привыкла к большему комфорту, наверное, и немного в начале меня это смутило.

У меня было много задач, с которыми я раньше не сталкивалась, конечно, и мне приходилось их решать, по пути понимать, как их решать, разбирать, выстраивать свое решение. Небольшая исследовательская работа тоже. Прочитал, как-то попробовал, учел ограничения, которые у тебя есть, применил это. И очень здорово, что такая возможность была, потому что она дала больше уверенности в себе.

И вообще на кафедре, я думаю, можно отметить, что есть свободы больше в действиях, чем в больших компаниях. В больших компаниях тебе почти всегда скажут, как это делать, и это легко в моменте, но на долгой перспективе есть риск того, что ты не научишься многому, упускаешь вот этот элемент самостоятельного обучения.

Вместе с тем был еще и недостаток, что не всегда получалось найти человека, который был бы экспертом в какой-то узкой области, в которой находилась задача моя, и не всегда получалось получить качественное ревью и качественный фидбэк на то, что я сделала. Вот, наверное, это из недостатков.

Ну, в общем-то, во взрослой жизни всегда так: ты делаешь, и это уже окончательно сделано, и дальше уже жизнь покажет, оно живет или не живет.

Ну, хорошо, а вот скажите, мы не скрываем, всячески позиционируем, что мы учим вас для себя. Сложно ли в результате менять место работы и приходить в совершенно другие компании?

Михаил: Я одновременно учился тогда, писал, кажется, научную работу, параллельно работал у Андрея Андреевича, и параллельно по вечерам я ездил на занятия в лабораторию Касперского, я туда подавал на стажёрство, ну то есть вот утром работа, днем учеба, вечером туда на занятия, ночью домашние задания. В целом, опять же, препятствий не было, это всего два месяца было, и за два месяца в целом я смог перейти в другую компанию.

То есть за два месяца такого обучения каких-то препятствий не было, наоборот, большинство способствовало.

Наташа, а у Вас?

Наталья: У меня тоже не было никаких препятствий. Мне достаточно легко было совмещать, уже на старших курсах, конечно. На пятом курсе, по-моему, я вышла на 40 часов, если не ошибаюсь, полную рабочую неделю, это было несложно. Вот как могла бы кафедра помешать, я представляю, по крайней мере, как это иногда редко, правда, но случалось у других студентов, что загружали больше курсами, они не всегда были полезными, но при этом достаточно обязательными и налагали обязательство очень много времени тратить на эти курсы. В нашем случае такого не было. Наша группа свободно совмещала работу и учебу. С точки зрения подготовки к этому новому этапу жизни, мне кажется, что набралась опыта, немного поняла, что такое вообще работать. Это тоже необходимо. После учебы сразу же перестроиться не всегда получается.

Так что я думаю, что никаких негативных моментов точно не было. Был легко полученный опыт.

Хорошо. Вы хотите сказать, почему вы решили поменять место работы?

Наталья: Ну, нечего практически сказать, кроме как зарплата и это – офис.

Михаил: Я добавлю, ну, у меня, не знаю, такое, наверное, базовое желание большинства молодежи, большие компании, большой мир. Ну, типа, хотелось попробовать пойти в большую компанию. Какие у нас есть в России? Ну, их там немного, и ты выбираешь среди них и пытаешься. И тут даже не зарплата для меня играла роль, просто хотелось попробовать.

Ну, хочется увидеть мир, можно понять это, да. Возвращайтесь, мы вас ждем. По желанию, если оно есть у вас, какие-то рекомендации тем, кто вот сейчас взвешивает, решает – бакалавриат, то есть это уже третий курс – выбирать нас, идти к нам? С учётом того, что далее будет предложена магистратура, но может быть выбрана магистратура другой специализации. Какие вы можете дать рекомендации? Как человеку определить, что да, мне туда.

Наталья: Повторюсь в том, что скажу: мне понравилось, что на кафедре можно себя проявить в разных направлениях и не упустить этой возможности, не выбрать один раз и пойти вот, например, чисто по стезе программиста, инженера, сетевика. Можно очень в разные области, скажу, как человек, который менял немного области деятельности на кафедре, это было очень просто.

И это определенный плюс. Конечно, если студент уже чувствует, что ему интересна область информационной безопасности, или ему нравится, что она, например, востребована, то вот в таком случае, это очевидно, это как бы дано, что на кафедре, особенно если она интересна, прям можно выбить очень много знаний, можно получить очень много знаний. Вот, наверное, пока это то, о чем я думаю.

Спасибо, это очень приятно слышать.

Михаил: Я тут добавлю, что это очень приятная строчка в дипломе, которую маловероятно, что у вас кто-то посмотрит, ну, потому что в современном мире мало кто смотрит, но когда вы будете об этом рассказывать, вы будете рассказывать это с достоинством, и вас немножко будут уважать больше, чем других.

Я уверена, что уважают наверняка сильно. Спасибо большое, очень приятно слышать ваши слова.

 

Автор: ОКБ САПР

Дата публикации: 15.01.2025

Выходные данные: 15.01.2025

Scientia potestas est
Кнопка связи