Доклады, выступления, видео и электронные публикации

Интервью с преподавателем кафедры защиты информации ФРКТ МФТИ Андреем Андреевичем Алтуховым

Интервью с преподавателем кафедры защиты информации ФРКТ МФТИ Андреем Андреевичем Алтуховым

Беседовала С. В. Конявская-Счастная 10.01.2025

В этом сете у нас преподаватель, Андрей Андреевич Алтухов. Для виду мы с ним будем «на Вы», мы ведь в кадре. Какой предмет Вы преподаете?

Сейчас я преподаю предмет «Защита программных данных». Предмет мне очень нравится, который я сейчас преподаю.

О чем он?

На самом деле изначально предмет заключался в том, чтобы рассказать о всех технологиях, которые касаются защиты программных данных. Там достаточно большой комплекс, спектр тем. И интерес предмета как раз был в том…Вообще мне он стал интересен, потому что, когда я учился, этот предмет был как набор разрозненных тем, достаточно несвязанных.

То есть, есть много тем, например, связанных с реверс-инжинирингом, еще с чем-то, и с вирусами, и все это не всегда пересекается. Мне как раз хотелось сделать так, чтобы создать единую картину всего этого, и как раз внести некоторое зерно, которое бы объединяло все эти темы. Опять же, понятно, что в рамках одного предмета невозможно каждую тему глубоко изучить.

И поэтому суть-то как раз именно вот в такой конвергенции заключалась. 

Это здорово. Замечу, что Андрей Андреевич тоже выпускник нашей кафедры. Какого года Андрей Андреевич?

Я точно не помню. Либо 12-го, либо 14-го. Скорее всего, 14-го.

А где-нибудь кроме кафедры защиты информации Вы преподаете?

Конкретно сейчас я не преподаю.

А в учебном центре нет?

А, в учебном центре да, я преподаю, но, кстати говоря, давно что-то не преподавал. Электронное образование, вебинары – один раз записали и больше не зовут.

Какая-то разница есть в преподавании на кафедре и в учебном центре, вот если не считать того, что один раз записали и больше не зовут?

Разница есть, потому что все же в учебный центр приходят немолодые студенты, для которых многих первый опыт в обучении вообще, обычно это переподготовка. И там немножко другие задачи стоят, поэтому людям, с одной стороны, базу не нужно объяснять, а с другой стороны, можно что-то рассказать уже посерьезнее. Опять же, тут важный момент, что каждый раз приходят люди разные, с разным опытом, и нужно корректировать программу.

Я обратила внимание, что программу своего курса Вы составляли сами, и концепцию курса придумывали сами. Это касалось всех курсов, которые Вы преподавали?

Ну, хотелось мне изначально делать всех, но тут творить можно только спустя определенное время, когда ты уже научился делать по шаблонам, понял, что и как делать. Но в целом, так или иначе, что-то свое нужно, в принципе, привносить. Это я в книжке прочитал.

Все эти концепции всегда строятся на конвергенции тем, преподаваемых обычно с разных ракурсов?

Мне кажется, да, это ключевая идея, к которой я какое-то время назад пришел. Во многом это коррелирует гармонично с тем, как у нас на кафедре научная работа организована. Опять же, выбор специальностей, которые у нас есть, ну как мне кажется. То есть, основная идея, как я вижу, вот свой курс, который преподаю сейчас, чтобы дополнить и расширить видение студентов, дать им некоторую широту мышления.

Я долгое время был несколько озадачен, скажем так, что какое-то время люди приходили, и они не хотели получать универсальное образование, университетское, в каком-то смысле слова. То есть я до сих пор помню одного студента, который мне на первом курсе сказал, что, знаете, я, в принципе, знаю, я хочу программировать под iOS, и буду этим заниматься. Вот. А как раз идея в том, чтобы некоторое зерно какое-то ключевое дать, мне кажется, сама по себе красивая.

Согласна. Чему труднее всего научить? Что труднее всего объяснить?

Труднее всего объяснить какие-то человеческие качества. Например, быть стойким, не плакать, держаться, не трусить.

Ноют?

Не все, но некоторые. Вообще, конечно, многие…в заслугу в последнее время. Вот когда я был помоложе…

В общем, конечно, мне изначально казалось, что важно дать какие-то конкретные знания и навыки, технические. Но, с другой стороны, понятно, что сейчас есть много курсов, и если человек хочет научиться, он сам может точно научиться всему, чему он хочет. А вот видеть, как ребята меняются, как, например, человек пришел, и он был без интереса, но это больше уже перекликается с научным, с как научным руководителем работой.

И внезапно он… Через год я вижу, как он стал… Ему стало интересно просто, например, заниматься наукой или что-то делать, это меня больше воодушевляет. Мне кажется, во всяком случае, где-то в мечтах именно за это я себя хвалю.

Андрей Андреевич, а вот Вам просто нравится это чисто по-человечески, как Ваше увлечение именно преподаванием? Или Вы считаете, что именно эти свойства, внушенные студентам, переданные студентам, полезны дальше Вам как работодателю, как их руководителю на работе?

Мне кажется, эти навыки полезны, потому что нам на работе нужны люди, которые могут сами разбираться с незнакомой темой, иногда легко переключаться между темами, и тут как раз важно некоторое ядро, которое позволяет достаточно легко всю обвязку, которая есть вокруг концепции, менять. То есть, вот если я прошу человека, слушай, перепиши, пожалуйста, эту программу, с С на Rust, вот, пожалуйста, мне бы не хотелось слышать, что, ой, я не знаю, никогда не пробовал, вот, вопросы другие хотелось бы задавать именно по сути, вот, с одной стороны.

Но, с другой стороны, я еще это воспринимаю, конечно, как некоторую миссию. Потому что мне кажется, кафедра в том числе, а многие ребята не остаются у нас, это, я думаю, не секрет, уходят, но я это положительно воспринимаю, мы отдаем людей в общество, и я почти уверен, что все из них что-то хорошее делают. В конечном итоге, может быть, кто-то из этих ребят будет учить моих детей. Студент через 5, 10, 15 лет он будет преподавать.

А что он будет преподавать? Ну, надо как-то повлиять, постараться.

Да, поэтому мы стараемся вырастить из вас еще и хороших людей. Да. Ну, хорошо. Значит, научить сложнее всего каким-то личным качеством выдержать и воспитать.

С моей точки зрения.

Да, хорошо. А что хуже всего на экзамене сдают?

Сложно сказать. Я в последнее время преподаю на старших курсах. Поэтому там ребята, в принципе, которые доходят до старших курсов, все формальные вещи легко могут выучить и рассказать. Но я стараюсь давать именно комплексные задачи, которые не требуют такого формального подхода. И, наверное, не все ребята готовы доводить свою работу до конца. То есть один из вопросов экзамена — это некоторый небольшой проект, который ребята должны сделать, защитить, мы о нем должны поговорить и так далее.

Такой комплексный процесс, сейчас не будем на этом останавливаться. И многие ребята не готовы довести работу до конца, свой проект. То есть все же не удается сделать так, чтобы душа лежала к этому проекту, чтобы они к этому относились, именно как к какой-то задаче, которую решили.

А почему, как Вы думаете? Это Ваш косяк или их?

Это сложный вопрос, потому что нельзя так однозначно судить, здесь комплекс проблем. Но мне кажется, основная проблема заключается в том, что, во-первых, не нужно быть идеалистом, ребята очень заняты, у многих из них есть работа, и, понятное дело, сейчас после института, еще без опыта, не факт, что куда-то возьмут, они должны эти вопросы решать. Да и другие предметы, не один мой предмет. Понятно, что каждый преподаватель считает, что его предмет самый главный.

Физкультура, опять же.

Да, физкультура важна. Занимайтесь физкультурой, ходите на турники, спортом занимайтесь. В принципе, предполагается, чтобы у среднего студента не все он успевал.

Понятно. А что наоборот лучше всего на экзаменах? Вот вообще никогда никаких затруднений у студента не вызывают. По Вашим предметам.

Наверное, творческий вопрос как раз. Когда человек приходит, и он уже расслабился, и по его теме удается, если она ему близка, и он с ней поработал, задать пару вопросов, как бы Вы могли улучшить систему, что Вы думаете, там по поводу применимости и так далее вот если ребята достаточно расслабились, они прекрасно с этим справляются.

Здорово, то есть получается, что труднее всего и лучше всего дается одно и то же?

В принципе да, в этом есть и диалектика определенная.

Да, красиво. Помните каких-то студентов конкретно лично, не считая тех, у которых сейчас ведёте?

Я в принципе очень многих ребят помню.

Кого и за что?

Ну я, например, помню… Мне очень тяжело выделить кого-то конкретного, это сейчас очень, наверное, пафосно и странно прозвучит, но реально хотелось бы долго об этом говорить.

Но давайте я помню, например, Алексея Максимова. Мне он, в принципе, очень был интересен как человек. Это нестандартный такой типаж в каком-то смысле. Мне кажется, мне его много чему удалось научить, в том числе и каких-то человеческих вещей.

Я помню Иванова Василия, если мне не изменяет память. Вообще, конечно, хотел бы по бумажечке посмотреть. Очень хочется их по имени и отчеству называть. Я как-то чувствую себя некомфортно, если я не обращаюсь таким образом. Василий, у него и работа была интересная, практически значимая. Он меня удивил тем, что вроде бы казалось, что ему не очень нужна научная работа. Но потом он меня поблагодарил, сказал, что это вообще было большое дело для него, это очень меня впечатлило.

Антона Митрикаса, помню. Тоже оставил очень приятные впечатления. Они все необычные на самом деле. Агафонова, кажется, Ивана (Агафонов Александр, приносим извинения! – Ред.), помню, замечательный тоже студент, очень необычный человек, который может всё что угодно сделать, но только один раз.

Он уходит в келью как древний монах, колдует и возвращается, связаться с ним невозможно, но, если он задачу правильно понял, все сделает четко. Необычные люди. На самом деле, сейчас я понимаю, что для меня это большой опыт для самого, то есть я сам многому обучился, это такая школа жизни, которую, не знаю, можно ли где-то еще получить.

А обычные студенты у Вас были?

Сложно сказать. Ну, все студенты в каком-то смысле и обычные, и необычные.

Вы очень давно работаете в ОКБ, почему?

Это очень сложный вопрос. Но, кстати говоря, одна из основных тем, возможно, заключается в том, что все же наша именно деятельность на кафедре мне очень сильно нравится.

Не факт, что я стал бы этим заниматься, если бы не было такой потребности, чтобы я сам искал это. То, что я сюда как-то вовлёкся, это большой плюс, мне кажется, вообще большая часть моей личности, которая сейчас сформирована. Это первый момент.

Второй момент заключается в том, что я, в принципе, ну мне нравится широта тем, которые есть. Я могу многое что попробовать, посмотреть, далеко не в каждой компании есть возможность легко изменить тему и достаточно легко перейти из одной области в другую.

И третий важный момент, наверное, заключается в том, что за счет того, что компания не очень большая, я не отчужден от результатов труда, и я, в принципе, вижу, что я делаю, вижу, как это уезжает пользователям.

Вот, и момент приятный. Мне кажется, было бы тяжело работать, если бы я написал какую-то функцию и забыл бы о ней дома, никогда бы не вспоминал.

Вот мы выращиваем студентов для себя, в том числе Вас в свое время мы прекрасно вырастили. Есть ли какие-то особенности, которые требуются от студентов для того, чтобы мы могли из них вырастить для себя? Вот мы сейчас записываем агитационный ролик для того, чтобы они выбрали нас, для того, чтобы впоследствии мы выбрали их. Какими они должны быть? Кого мы хотим привлечь?

Сложно сказать. Мне кажется, мы хотим разных людей привлекать. В этом особенность в том числе. Небольшая компания, мы можем себе позволить нескольких разных необычных людей, и это хорошо, с одной стороны. Но в целом, мне кажется, люди должны иметь достаточно широкий взгляд, широкий кругозор. Но тут, опять же, как я уже говорил, в последнее время я наблюдаю, что это задача в том числе и института, воспитывать и развивать эти вещи.

Но это же может быть человеку неприятно. Наверное, значит, как минимум ему должно нравиться иметь широкий кругозор и его расширять. Хорошо, а кому не надо нас выбирать?

Наверное, все же людям, которые имеют свое четкое представление, но не разработку IOS (какая-то больная тема у меня, почему-то) представляют, что они хотят заниматься, например, информационной безопасностью, но их интересует именно область, связанная с так называемым Red Team, хакингом и так далее. Как раз-таки я бы таких людей, наверное, сначала пригласил бы с нами пообщаться и потом бы явно…

Попробовал перевоспитать?

Да, чуть-чуть до того, как они к нам поступят, и потом бы отправлял  в другие места, на другие кафедры, потому что тут важен один момент: безопасность часто ассоциируется с некоторой аналитикой, исследованием, тестированием, а мы занимаемся разработкой, и вот люди, которые хотят что-то исследовать по безопасности, но после этого не хотят что-то сделать руками – бывают такие, и у них это прямо четкая позиция – они, мне кажется, будут разочарованы.

Люди, которые немного боятся железа, хотя бы посмотреть на него в смысле конкретных аппаратных вещей, надо как-то не бояться этого. Хотя, с другой стороны, мы этому учим. Сложно сказать. Не знаю, мне, кстати, кажется, что вот я вот какой вывод сделал, но это, опять же, мои субъективные вещи: что очень важно не то, чем человек в профессии хочет заниматься, а какой у него бэкграунд есть. И вот я обратил внимание, мне хочется в это верить, что люди, у которых есть какой-то бэкграунд, им интересно, например, они читают художественную литературу – вот именно такие люди нам нужны, как мне сразу показалось.

Человек, который зациклен строго на своей профессиональной деятельности, на программировании, на совершенствовании в этом, и как-то то ли у него времени не успевает, то ли ему неинтересно, он как-то, мне кажется, в меньшей степени у нас приживется, во всяком случае, надолго. С другой стороны, опять же, даже если у нас ребята чуть-чуть поработают, я думаю, это большой плюс, то есть нам в заслугу…

И неизгладимый из памяти опыт.

…нам в заслугу я поставил бы еще то, что вообще-то мы являемся для многих студентов первым работодателем, фактически мы учим многим вещам от того, что такое трудовые договоры, как налоги платятся и так далее. Чтобы человек хоть какое-то представление имел. Для многих это открытие. Нигде этому, кстати, не учат. Наверное, всё.

Автор: ОКБ САПР

Дата публикации: 15.01.2025

Выходные данные: 15.01.2025

Scientia potestas est
Кнопка связи