Преподаватели кафедры «Защита информации» ФРТК МФТИ

Многие из сотрудников ОКБ САПР в разное время преподавали на кафедре различные курсы и еще, несомненно, будут.

В этом разделе описан ряд дисциплин, которые ведут наши сотрудники, а также приведен список консультантов и руководителей, которые курируют дипломные работы.

В настоящее время курсы из раздела дисциплин базовой кафедры ведут:

 

Валерий Аркадьевич Конявский, научный консультант ОКБ САПР, заведующий кафедрой, д. т. н. Читает на 1 курсе введение в специальность, а также ряд спецкурсов.

 

Михаил Михайлович Грунтович, руководитель обособленного подразделения в городе Пензе, к. т. н., доцент.  Читает на 4 курсе 2 предмета.

  • Криптографические методы защиты информации, 7-8 семестры. В курсе излагаются основы как классической (симметричное шифрование, имитозащита), так и современной криптографии (хэш-функции, шифрование с открытым ключом, цифровая подпись, генераторы псевдослучайных последовательностей). Студенты знакомятся с основными методами криптографического анализа, осваивают методы реализации современных криптографических алгоритмов. Помимо лекций курс включает в себя реферат по одной из современных криптографических технологий и ряд лабораторных работ по реализации криптографических алгоритмов.
  • Криптографические протоколы, 8 семестр. В процессе обучения студенты осваивают принципы разработки и анализа безопасных коммуникационных протоколов, одного из бурно развивающихся направлений современной криптографии. Среди тем курса базовые протоколы передачи сообщений с обеспечением основных свойств защиты информации, открытого ключевого обмена, аутентификации, электронных денежных систем, разделения секрета и др. Помимо лекций курс включает в себя курсовую работу по программной реализации криптографического протокола.

 

Светлана Валерьевна Конявская, заместитель генерального директора ОКБ САПР, к. ф. н. Читает 2 предмета на 2 и 4 курсах.

  • Прикладная риторика для специалистов по защите информации, 34 семестры, факультатив. Практическая дисциплина, во время занятий которой студенты учатся основным навыкам создания и представления целесообразного публичного высказывания. Говоря нормально, это означает, что студенты получают представление о том, из чего складывается «умение говорить», зачем им — «технарям», а не менеджерам, это нужно, и как-то, что кажется фокусом, может быть выполнено с помощью абсолютно рационального обдумывания, а не мистического озарения.
  • Основы научных исследований, 78 семестры, факультатив. Также практическая дисциплина, хотя и касается качественной подготовки научного, то есть в значительной мере теоретического продукта. Студенты приобретают умения и навыки, необходимые как для того, чтобы отличать научное исследование от всего остального, чем они зачастую подменяются, так и самим использовать научный инструментарий для получения научного результата.

 

Антон Юрьевич Батраков, начальник отдела инновационных разработок. Читает на 1 курсе спецкурс.

  • Разработка микроконтроллерного устройства цифровой обработки данных с датчиков различных типов, 12 семестр, факультатив. Это практический курс, в рамках которого студенты решают поставленную в начале занятий прикладную конструкторскую задачу — например, разработка устройства цифровой обработки звука на базе микроконтроллера.

 

Дмитрий Владимирович Угаров, начальник отдела программирования. Читает 2 курса на 2 и 5 курсах.

  • Основы технологии виртуализации (на примере продукта VMware vSphere), 4 семестр, факультатив. Рассматривается базовый функционал VMware vSphere, знания закрепляются в 37 лабораторных работах.
  • Защита компьютерных сетей, 9-10 семестры. В курсе рассматриваются фундаментальные концепции и технологии, которые лежат в основе современных систем защиты компьютерных сетей. Большая часть курса посвящена практической работе на стендах, позволяющих моделировать реальные сети предприятий.

 

Дмитрий Александрович Постоев, руководитель группы разработки СЗИ для виртуальных инфраструктур. Читает спецкурс на 1 курсе.

  • Жизненный цикл разработки ПО, 2 семестр, факультатив.  Курс посвящен изучению этапов разработки ПО и назначению каждого из них, призван ознакомить студентов с существующими инструментами и подходами, позволяющими решать поставленные задачи. В результате студенты приобретают умение (а в ходе выполнения проекта по этой дисциплине — вырабатывают навык) выбирать из всего спектра имеющихся оптимальные для конкретной задачи.

 

Андрей Викторович Евстифеев, программист, автор и переводчик множества книг про микроконтроллеры. Читает спецкурс на 2 курсе.

  • Основы цифровой схемотехники, 3 семестр, факультатив. Курс включает в себя лабораторные работы и перекликается с целым рядом предметов, которые студенты слушают в дальнейшем, закладывая тем самым основы для создания прочного профессионального фундамента.

 

Сергей Сергеевич Лыдин, начальник научно-исследовательского отдела. Читает спецкурс на 4 курсе.

  • Введение в теорию организации, 78 семестры, факультатив. Спецкурс направлен на создание у студентов представления о том, как взаимосвязаны и взаимообусловлены подсистемы информационных систем, на реальных примерах из опыта компании с более чем 25 летним стажем.

 

Андрей Андреевич Алтухов, программист. Читает 2 предмета на 5 курсе, ведет Летнюю школу.

  • Основы построения защищенных баз данных, 10 семестр. Курс по существу является обобщением всех полученных студентами знаний для конкретной задачи — защиты баз данных. Изучается специфика постановки задачи обеспечения информационной безопасности баз данных, классифицируются основные угрозы, специфичные для баз данных. Рассматриваются основные модели разграничения доступа. Наряду с классическими методами аутентификации, обеспечения целостности баз данных также обсуждаются вопросы шифрования элементов баз данных, реализации ролевой и мандатной модели доступа, технология избирательного аудита. При изучении дисциплины укрепляются теоретические и практические навыки работы с современными СУБД и приобретается опыт проектирования реляционных баз данных.
  • Защита программ и данных, 10 семестр. В курсе рассматриваются методы построения защищенной среды выполнения программ и обработки данных. Рассматриваются основные современные подходы в организации довременных вычислительных систем. Рассматриваются основные проблемы обеспечения безопасности в программном обеспечение. Уделяется внимание архитектурным причинам наличия уязвимостей в программном обеспечении. Предлагаются методики анализа уязвимостей. Подробно рассматриваются средства и методы анализа программных реализаций, а также защиты программ от анализа. Рассматриваются модели взаимодействия программных закладок с атакуемыми компьютерными системами. Рассматриваются аппаратно-программные методы обеспечения защита программного обеспечения и данных. В том числе защита от несанкционированного использования программ, защита от копирования. Предлагаются подходы по организации разработки надежного программного обеспечения и построения защищенных систем обработки данных.

 

Надежда Викторовна Мозолина, инженер группы разработки СЗИ для виртуальных инфраструктур. Читает 1 предмет на 4 курсе.

  • Теоретико-числовые методы в криптографии, 7 семестр. Для глубокого понимания криптографии необходимо знание её математических основ. В данном курсе изучаются основы теории чисел (теория делимости, теория сравнений), а также алгоритмы, применяемые в криптографии и криптоанализе: исследование чисел на простоту и построение больших простых чисел, факторизация целых чисел,  алгоритмы дискретного логарифмирования.

 

Дипломными и прочими исследовательскими работами студентов кафедры руководят следующие сотрудники ОКБ САПР:

  • В. А. Конявский,
  • М. М. Грунтович,
  • Д. Ю. Счастный,
  • А. Ю. Батраков,
  • Н. А. Аршинова,
  • А. А. Алтухов,
  • Д. В. Угаров,

а также и другие сотрудники, которые, например, с Летней школы или по любым другим причинам берут шефство над тем или иным студентом.

Список приоритетных направлений исследований, предлагаемых к выбору студентам постоянно пополняется и предлагается к обсуждению в начале каждого учебного года.

Летняя школа

Летняя школа — это возможность получать опыт работы над реальными прикладными задачами. В случае действительно успешного выполнения задачи студентом, результат его труда входит в промышленное решение. Летняя школа призвана дополнить теоретические знания студентов-младшекурсников практическим опытом их применения.

Студенты решают реальные задачи, которые ставятся кураторами. Кураторы не занимаются прямым обучением (изложением теоретического материала), но дают список необходимых знаний и умений, которые понадобятся студенту для решения задачи.

Куратор назначается индивидуально — это одна из ключевых особенностей этой формы обучения, обуславливающая возможность выбора студентом именно той сферы деятельности, которая ему интересна, и полностью посвятить себя именно ей.

Если же интерес еще не определился, то летняя школа — это хороший способ попробовать разные сферы и понять, какие возможности в принципе есть в выбранной профессии.

В рамках Летней школы студентам предлагается возможность поработать с кураторами — программистами прикладного программного обеспечения СЗИ для различных ОС, разработчиками firmware, исследователями и аналитиками, попробовать себя в проектировании и других сферах деятельности реальной (и вполне успешной) компании-разработчика СЗИ.

Практические задачи, предлагаемые студентам призваны показать важность и прямую практическую значимость академического образования, в том числе и тех предметов, которые студенты еще только будут изучать в институте. Данный акцент мотивирует студентов с большим вниманием относиться к дисциплинам, которые часто воспринимаются, как тяжелая нагрузка к действительно полезным предметам.

Важно, что основными входными данными при выборе куратора каждому учащемуся, являются поданные ими «резюме», где они описывают, как они сами видят желаемую работу и себя через пару-тройку лет.

На летней практике все не заканчивается и стажировку можно будет продолжить и далее. Летняя школа является весомым аргументом для дальнейшей стажировки и работы в ОКБ САПР.

Куратор Летней школы — Андрей Андреевич Алтухов.


Данный текст взят с сайта http://www.okbsapr.ru